Трогер, Пауль


Пауль Тро́гер (нем. Paul Troger; 30 октября 1698[1][2][…] или 30 декабря 1698[3], Монгуэльфо-Тезидо, Больцано — 20 июля 1762[1][2][…], Вена[3][4]) — австрийский живописец, график и гравёр, представитель позднего барокко.

Пауль Трогер с детства увлекался живописью. В 17121714 годах первые уроки он получил у местного художника Матиаса Дурхнера. Затем при поддержке семьи Фирмиан одарённый юноша до 1716 года получил возможность посещать мастерскую живописца Джузеппе Альберти (1640—1716) в Кавалезе. Епископ Гуркский в 1722 помог совершить молодому художнику путешествие в Италию, где Пауль учился в Венеции у Джованни Баттисты Пьяццетты, Джованни Баттисты Питтони и Себастьяно Риччи, в Неаполе у Франческо Солимены, а также у Федерико Бенковича и Сильвестро Манайго. Побывал Трогер и в Болонье, и в Риме, занимаясь копированием произведений современных итальянских мастеров. Среди тех, кто оказал влияние на его развитие — Карраччи, Лука Джордано и Джузеппе Креспи. В результате изучения различных итальянских художественных школ и новых направлений в живописи, работы австрийца приобрели свободную фактуру и композиционную лёгкость. А традиции итальянского барокко были позднее переосмыслены им в духе рококо.

Вернувшись из Италии, Трогер работал в Зальцбурге. Одно из первых его крупных произведений — алтарный образ и роспись купола церкви Кайетанеркирхе в Зальцбурге («Каэтан во славе», между 1725 и 1728 гг.). В 1728 г. Трогер переехал в Вену. Там ему представилась возможность изучить работы мастеров фресковой живописи — Иоганна Михаэля Роттмайра и Грана. По заказам монастырей Нижней Австрии, создал большую часть своих монументальных работ, сотрудничая с тирольским архитектором Йозефом Мунггенастом.

Одна из первых значительных работ — роспись свода церкви в Ан-дер-Трайзен «Триумф веры» 17301731). Далее Трогер выполнил заказ на украшение Мраморного зала и библиотеки бенедиктинского монастыря в Мельке на Дунае (ок. 1732). Роспись плафона «Божественная Премудрость в окружении Добродетелей и Наук» выполнена в духе итальянского барокко, популярного в Австрии. Художник, в отличие от своих ранних работ, обращается к светлому колориту, ярким краскам. Строя композицию вокруг главных фигур, Трогер придаёт большое внимание пластичности форм, появляется множество складок в одеждах персонажей.

В росписи плафона библиотеки монастыря в Цветле (1732—1733) Трогер использует мотивы венецианского пейзажа, что характерно для многих его произведений.