Троилинский переулок


Трои́линский переу́лок — небольшая улица в центре Москвы, самый дальний Арбатский переулок, расположенный в одноимённом районе между Арбатом и Карманицким переулком. Здесь находится станция метро «Смоленская» Арбатско-Покровской линии.

Во второй половине XVIII века на этом месте образовался Смоленский рынок с трактирами, кабаками, мясными и рыбными лавками. Здесь в 1764 году купец Иван Михайлов Троилин (1724—1793) купил двор за 4500 рублей, — большие деньги по тем временам. Его династия продолжилась: сын Николай Иванович (1786—1844) окончил коммерческое училище, стал купцом 1-й гильдии, в 1817—1820 гг. староста Смоленского Троицкого храма. Дочь Александра Николаевна (1821—1879) в 19 лет ушла в монахини, впоследствии настоятельница Страстного, затем Алексеевского монастырей в Москве. О ней оставлены интересные воспоминания.

Троилинский переулок начинается от Арбата напротив Денежного переулка недалеко от Садового кольца, проходит на север до Карманицкого переулка. Слева от переулка находится выход станции метро «Смоленская» Арбатско-Покровской линии.

Кирпичный 5-этажный дом. С 1740-х годов и до начала XX века здесь находились торговые рыночные ряды. В 1928 году на их месте был построен дом для кооператива «Московское объединение». Здание имело 5 этажей, в первом размещался Торгсин (позже гастроном «Смоленский»). Тогда же появился и жилой дом в Троилинском переулке с коммунальными квартирами. Изначально планировка предусматривала общий коридор, из которого можно попасть в комнаты, на каждой площадке было две квартиры, ванных комнат не было. В 1946 году здание было надстроено пятым этажом, в 1950-х со стороны двора пристроена лифтовая шахта. В этом доме в 1929 году в коммуналке жил писатель Евгений Петров, брат Валентина Катаева, соавтор известного романа «Двенадцать стульев», как раз женившийся на дочери чаеторговца Леонтия Исидоровича Грюнзайда (расстрелянного в 1938) — Валентине (1910—1991). Потом молодожёны переехали в Кропоткинский переулок. В Троилинском они с Ильфом писали «Золотого телёнка». Евгений Петров вспоминал: «Писать было трудно, денег было мало. Мы вспоминали о том, как легко писались „12 стульев“, и завидовали собственной молодости. Когда садились писать, в голове не было сюжета. Его выдумывали медленно, упорно. Идея денег, не имеющих моральной ценности». Жизнь молодых писателей в коммуналках нашла своё гротесковое отражение в романе.