Троицкая, Зинаида Петровна


Зинаида Петровна Троицкая (8 марта 1913[1], Москва, Российская империя1981, Москва, РСФСР, СССР) — первая в СССР женщина-машинист паровоза.

Позже заместитель начальника управления в Московском метрополитене. Единственная в СССР женщина, возглавлявшая МОЖД региональную железную дорогу[2].

Родилась 8 марта 1913 года в семье железнодорожников, работавших в локомотивном депо Москва-Сортировочная (Московско-Казанская железная дорога): отец — слесарь, занимающийся ремонтом паровозов, а мать — табельщица. Зинаида была единственным ребёнком в семье и мечтала быть капитаном дальнего плавания, но после окончания школы в 15 лет, по совету отца, поступила в Фабрично-заводское училище на слесаря по ремонту паровозов. На то время эта профессия считалась сугубо мужской, поэтому девушку взяли с неохотой, а саму группу, насчитывающую 13 человек (12 парней и одна девушка) прозвали «чёртовой дюжиной». Слесарное дело понравилось Зинаиде, а на выпускной экзамен, где требовалось представить собственноручно изготовленный инструмент, она принесла французский ключ[англ.], за что получила высший балл.

После окончания обучения группа стала работать в депо Москва-Сортировочная, которое на то время считалось одним из передовых в стране, в том числе именно в нём был проведён первый субботник. По некоторым данным, в депо девушка влюбилась в помощника машиниста, однако в 1927 году того направили на строительство Турксиба; Троицкая пыталась отправиться следом, но руководство депо её не отпустило, мотивируя это тем, что на строительстве магистрали требовались прежде всего машинисты. Это событие привело к тому, что Зина стала одержима идеей начать водить поезда, притом что до этого в стране женщин-машинистов не было. Когда в депо открыли курсы помощников машиниста, она записалась на них и даже сдала экзамены, когда ей неожиданно отказали; однако Зинаида оказалась упорной и в 1930 году всё-таки поступила на эти курсы, после окончания которых весной 1931 года получила специальность помощника машиниста паровоза. Но девушка столкнулась с тем, что машинисты поначалу отказывались с ней работать, прежде чем её определили в локомотивную бригаду Андрея Степановича Ермолаева — старого и опытного машиниста, который водил поезда на маршруте Москва — Рязань. Ермолаев стал обучать её управлению локомотивом, однако попытки Зинаиды поступить на курсы машиниста трижды оказывались неудачными. Тогда Андрей Степанович благодаря своему авторитету всё-таки сумел убедить начальство, и 8 марта 1935 года Троицкая была приглашена в управление железной дороги, где перед комиссией успешно сдала экзамен, став таким образом первой в СССР женщиной-машинистом локомотива.