Трофей Хармона


Трофей Хармона — три международных трофея, которые ежегодно получают лучший лётчик (лётчица), а также воздухоплаватель (аэростат или дирижабль). Четвёртый трофей, «соотечественник», присуждался с 1926 по 1938 год наиболее выдающимся лётчикам из двадцати одной страны-участницы; награждение было возобновлено в 19461948 годах с целью наградить американцев, которые внесли вклад в авиацию. Награда была учреждена в 1926 году Клиффордом Хармоном — состоятельным лётчиком.

Сам Клиффорд так описывал награду: «американские награды за наиболее выдающиеся международные достижения в области искусства и/или науки воздухоплавания за предыдущий год, причём в первую очередь учитывается искусство полёта»[~ 1].

До Второй мировой войны вручение награды находилось в ведении организации Международная Лига Авиаторов (фр. Ligue Internationale Des Aviateurs), основанной Хармоном в качестве «посредника по вопросам мира и национальной безопасности»[~ 2]. Лига перестала существовать во время войны, а смерть Хармона 25 июня 1945 года в Каннах[1] привела к прекращению награждений. Хармон оставил 55 000 долларов из своего имущества для «бессрочного финансирования награждений», но родственники Хармона оспорили завещание[2]. Наконец, инвестиционный фонд в размере $ 48 431 был создан в 1948 году[3].

В период награждений шли судебные процессы (1945—1948), американское подразделение Лиги удостоило награды «Международной Авиации» тройку лидеров авиации США, однако, поскольку награждение не было согласовано с другими подразделениями Лиги, то с технической точки зрения они были недействительны. Кроме того, эти три награды были вручены без учёта «искусства полёта» и вручались лидерам авиационной промышленности, а не за превосходные достижения в авиации. Так, сотрудники президента Гарри Трумэна подвергли сомнению награждение Александра Николаевича Прокофьев-Северского, госсекретарь ВВС Стюарт Саймингтон заявил, что «он [Александр Николаевич] не сделал абсолютно ничего, чтобы её заслужить»[4]. Трумэн также не дал возможности в 1948 году представить к награде Ральфа Дэймона (англ. Ralph Damon) — генерального директора авиакомпании США Trans World Airlines[5] — и бразильского пионера авиации — Франсиско Пинатари (англ. Francisco Pignatari)[6]. В 1946 году Трофеем был награждён президент Pan American World Airways Хуан Триппе — единственный, чья кандидатура не вызвала споров.

С 1997 или 1998 года награждение осуществляла Национальная авиационная ассоциация (кирил. НАА или лат. NAA от англ. National Aeronautic Association). Вручался только «Трофей воздухоплавания».