Трубецкой, Павел Петрович


Князь Пао́ло Трубецко́й (Па́вел Петро́вич Трубецко́й) (итал. Paolo Troubetzkoy; 15 февраля 1866, Интра[it], Вербания12 февраля 1938, Палланца[it], там же) — итальянский[2] (по другим определениям — русский[3]) скульптор и живописец, яркий представитель скульптурного импрессионизма[4][5], один из наиболее известных учеников Эрнесто Баззаро. Автор монументальных статуй и портретов, в том числе хрестоматийного конного памятника императору Александру III в Санкт-Петербурге. Профессор Московского училища живописи, ваяния и зодчества (1898–1906), один из членов-учредителей общества «Мир искусства» (в 1899).

Мать — гражданка США, пианистка и певица Ада Винанс (Ada Winans, 1835—1918), приехавшая во Флоренцию совершенствоваться в вокальном мастерстве[6]. О её отце известно, что — Энтони Ван Арсдейл Винанс был одним из многих торговцев, которые понесли потери в «Великом пожаре 1835 года» в центре Нью-Йорка, что он, сын нищего шляпника из Нью-Джерси и героя Войны за независимость США, стал богатым и известным нью-йоркским предпринимателем[7].

В 1863 году П. П. Трубецкой познакомился с Адой Винанс, и они стали жить вместе. Спасаясь от огласки незаконного брака, пара ещё до рождения детей перебралась на север Италии, на западный, пьемонтский берег озера Лаго-Маджоре, известный своими исключительными климатическими особенностями.

Избегая сплетен, князь Петр Петрович и Ада объявили себя супругами Шталь (нем. Stahl). Здесь и родились их дети: Пьетро (Пётр; 1864—1936) — художник, график и живописец; Павел (Паоло; 1866—1938) и Луиджи (Людвиг; 1867—1959) — инженер-электрик[8].

Князю, имевшему сразу двух жён — одну в России, другую за границей, — император Александр II запретил возвращаться на родину, чтобы, как было сказано, «не допустить в родимое отечество дух разврата»[9].

Князь озаботился официальным разводом, который после длительных процедур был получен, согласно указу Святейшего Синода от 26 октября 1870 года за № 2299. Следующим шагом стала легализация трёх незаконнорожденных детей, проведенная через структуры коммуны Палланцы (ныне часть города Вербания, в черте которой обитал князь со своей второй семьёй.