Трулльский собор


Тру́лльский собо́р (греч. Σύνοδος ἐν τῶ τρούλλω τοῦ βασιλικού παλατίου), также Пято-шестой собор (греч. Πενθέκτη Σύνοδος) — собор Церкви в Константинополе в 691—692 годах; созван императором Юстинианом II в 691 году. Собор заседал в том же помещении, что и VI Вселенский собор, — зале дворца со сводами, так называемыми труллами, вследствие чего официально в документах ему было присвоено название Трулльского. Документы собора имеют исключительно важное значение как источник внутреннего церковного права для православных церквей, которые рассматривают их как документы Шестого Вселенского собора.

Пятый и Шестой Вселенские Соборы не выносили никаких определений, сосредоточившись на догматических нуждах Церкви и борьбе с ересями. Но ввиду того, что в Церкви усиливался упадок дисциплины и благочестия, было принято решение созвать дополнительный к предыдущим Собор, который бы унифицировал и дополнил церковные нормы.

1 сентября 691 года, по приглашению императора Юстиниана II в дворцовой Трулльской палате собрались 227 епископов. Собор заседал ровно год, до 31 августа 692 года, и посвятил свои деяния исключительно церковно-дисциплинарным вопросам.

Принятые Трулльским собором 102 канона иногда называют в Православной церкви решениями Шестого Вселенского собора, так как он сам себя рассматривал как его продолжение.

Многие каноны Трулльского собора были полемически направлены против укоренившейся практики Римской церкви или вовсе были ей чужды. Так, 2-е Правило утверждает канонический авторитет 85-и Правил Апостольских, а также некоторых поместных Восточных соборов, которые Римская церковь не считала для себя обязательными. В Римской церкви были признаны 50 Апостольских Правил в переводе Дионисия Малого, но обязательными они не считались.

«Возобновляя законоположенное ста пятьюдесятью Святыми отцами, собравшимися в сем Богохранимом и царствующем граде, и шестьсот тридцатью собравшимися в Халкидоне, определяем, да имеет престол Константинопольский равныя преимущества с престолом древняго Рима, и якоже сей, да возвеличивается в делах церковных, будучи вторым по нем; после же онаго да числится престол великаго града Александрии, потом престол Антиохийский, а за сим престол града Иерусалима».