Туисто


Туисто (иногда Туиско; Tuisto, Tuisco) — персонаж германской мифологии, упоминаемый в «Германии» Тацита. По сообщению Тацита, Туисто считался божественным прародителем германцев.

Как сообщает Тацит, «старинные песни» (лат. carminibus antiquis) германцев прославляют Туисто как «бога, рождённого от земли» (deum terra editum). Он стал отцом первого человека, Манна (Mannus, от mann — «человек»). У того, в свою очередь, было три сына, от которых пошли германские племенные союзы ингевонов, герминонов и истевонов.

Наиболее распространённое объяснение связывает имя Туисто с прагерманским корнем *tvai- «два» и его производным *tvis («дважды» или «двойной»). Популярная теория объясняет эту связь через предполагаемую двуполость Туисто — свойство, характерное для «первоотцов» во многих мифологических системах[3]. Многие исследователи отождествляют Туисто со скандинавским Имиром. Александер Джейкоб связывает Туисто с ведическим демиургом Тваштаром, Имир при этом сопоставляется с Ямой, внуком Тваштара от Саранью и первым смертным, который после своей смерти стал владыкой загробного мира[4]. Интересно при этом, что в имени Ямы также наличествует мотив двойственности (Jama на санскрите означает «близнец»[5]; имя Имира сопоставлялось с этим общеиндоевропейским корнем и раньше, в связи с чем ему также приписывали двуполость).

Вариант «Туиско», встречающийся в ряде списков «Германии», иногда объясняется через прагерм. *tiwisko, которое, в свою очередь, связывается с *Tiwaz (Тиу), откуда «Туиско» — «сын Тиу». Имя Тиу соответствует общеиндоевропейскому имени небесного бога (*Dyeus, ср. Зевс, Дьяус, Дэва, лат. Deus «бог»). В таком случае, «землерождённый» Туиско описывается как сын Отца-Неба и Матери-Земли[1].

В 1498 году итальянский монах Аннио да Витербо опубликовал поддельную рукопись, приписывавшуюся вавилонскому историку Беросу, в которой утверждалось, что Туисто, или Туискон, был четвёртым сыном Ноя и первым правителем Скифии.