Туран (мифология)


Туран — этрусская богиня любви и женской красоты, материнства, покровительница влюблённых; первоначально богиня плодородия как такового. Входит в пласт непосредственно этрусских по происхождению божеств. Приблизительно соответствует древнегреческой Афродите и древнеримской Венере[1]. Её имя переводят как «хозяйка»[2] или «дающая»[3]. В аллегорической скульптуре Туран иногда была представлена нагнувшейся над открывающимся коробом, что позволяет предполагать взаимосвязь Туран с древнегреческим сюжетом о ящике Пандоры[4].

Туран вместе с Уни и Менврой входила в тройку важнейших этрусских богинь. Её именем был назван июль (в латинской передаче traneus), в котором проводился главный праздник, посвященный богине[5]. Вместе с этими богинями является одной из великих матерей этруссков[2]. Несмотря на важную роль, которую играла Туран у этруссков, её имя не встречается ни на печени, ни в каких-либо текстах о толковании молний[2]. Витрувий также пишет, что в этрусских городах её храм размещался за городом, «чтобы молодые люди и замужние женщины не приучались в городе к любовным соблазнам» (1.7.1)[6].

Изображалась в виде молодой прекрасной девушки, нарядно одетой и богато украшенной, — либо обнаженной; также и в виде матроны. На архаичных изображениях Туран предстает в образе крылатой женщины в богатом облачении. Атрибут — ветка или цветок (символы роста и расцвета), священные птицы — лебедь (её лебедь носил имя Тусна, что означает «лебедь Туран»[7]) и голубь, спутник — юный бог любви Атунис[8]. Туран сопровождали Лазы[9], богиня невест Малависх, олицетворение юности Тална, бог чистой любви Аминту и бог страсти Свутаф (соответствующие Эроту и Потосу в свите Афродиты)[8].

Туран — одна из самых часто изображаемых фигур на бронзовых зеркалах[10]. Её легко узнать по надписям, богатой одежде замужней женщины или сосудам с благовониями и духами, которые она часто держит в руках. Начиная с IV века до н. э. Туран часто изображается одной на зеркалах или в мифических сюжетах. Так в IV—III веках до н. э. сюжет суда Париса, на котором Туран соревнуется в красоте с Менврой и Уни, стал невероятно популярным[11]. В этом сюжете Туран предстает как богато наряженной и задрапированной в дорогие одежды, так и почти полностью обнаженной с дорогими украшениями.

Туран также изображалась обнаженной, выступая в роли покровительницы плодородия, размножения и любви. Часто её окружают лазы, крылатые фигуры.

На бронзовом зеркале около 500 года до н. э. Туран изображена с парой крыльев обутой в крылатые сандалии. Она предстает в виде культовой фигуры, к которой обращаются два куроса, сильно уступающих ей в росте.