Ту-114


Ту-114 «Россия» (по кодификации NATO: Cleat — «Планка») — советский турбовинтовой дальнемагистральный пассажирский самолёт 1-го класса, спроектированный в 1955 году на основе бомбардировщика Ту-95.

Ту-114 производился серийно в 1961—1965 годах на заводе № 18 в Куйбышеве (ныне Самара). Всего было построено 32 экземпляра серийных самолётов и один опытный прототип.

Уже в начале 1950-х годов стало очевидно, что будущее — за реактивной пассажирской авиацией. Однако в СССР созданием новых пассажирских самолётов изначально занималось ОКБ Туполева, которое прежде всего имело опыт в создании и производстве военных самолётов нового поколения, в частности, дальних бомбардировщиков: реактивного Ту-16 и турбовинтового Ту-95. Создать пассажирские самолёты нового поколения требовалось в кратчайшие сроки, поэтому они и создавались на основе готовых проектов бомбардировщиков. Таким образом, пассажирский реактивный лайнер Ту-104 был создан на базе бомбардировщика Ту-16, а Ту-114 на базе Ту-95.[источник?] Разработка самолёта Ту-114 была начата в ОКБ Туполева в 1955 году на основании Постановления Совета Министров СССР № 1561—868. Ведущим конструктором был назначен Н. И. Базенков. Самолёт имел обозначение Ту-95П, внутренний шифр КБ — «самолёт 114».

При разработке не обошлось без трудностей. В отличие от Ту-95, Ту-114 проектировался как низкоплан, что вынудило конструкторов значительно увеличить высоту стоек шасси, в результате чего он стал значительно выше других гражданских самолётов. И это впоследствии добавило проблем при эксплуатации лайнера. Уже через два года после начала разработки — 15 ноября 1957 года — Ту-114 «Россия» совершил свой первый полёт, пилотируемый экипажем лётчика-испытателя А. П. Якимова. На момент своего создания и до конца 1960-х годов Ту-114 считался самым большим пассажирским самолётом в мире. Опытная эксплуатация самолёта производилась во Внуковском 206-м лётном отряде «Аэрофлота».

Два самолёта Ту-116 (Ту-114Д (дипломатический)) не являлись модификациями Ту-114 и были специально переоборудованными из бомбардировщика Ту-95 пассажирскими самолётами для дальних полётов руководства СССР, построенными на случай непредвиденной задержки с производством первых Ту-114. Имели встроенную в незначительно переоборудованный фюзеляж бомбардировщика герметичную пассажирскую кабину-капсулу с иллюминаторами и встроенным трапом, включающую в себя два салона на 20 человек, кухню, туалет, служебное помещение. Имели гражданскую окраску.