Тырновская книжная школа


Ты́рновская литерату́рная шко́ла (болг. Търновска книжовна школа) — болгарская литературная школа, существовавшая во второй половине XIV—XV веках и внесшая существенный вклад в средневековую литературу.

Она была частью Тырновской школы искусств, выражавшей наивысший уровень культуры Второго Болгарского царства. С орфографической реформой святого Евтимия Тырновского и выдающихся представителей, таких как Григорий Цамблак и Константин Философ, школа оказала влияние на русскую, сербскую, валашскую и молдавскую средневековую культуру. Это известно в России как второе южнославянское влияние.

Основной и главной предпосылкой для возникновения Тырновской школы было культурное возрождение Болгарского царства со второй половины XIV века. Этот рост во многом зависел от личной заинтересованности царя Иоанна-Александра в развитии литературы и искусства. Его наследники, Иоанн-Шишман и Иван Срацимир, продолжили дело своего отца. К созданию Тырновского литературной школы присоединился и патриарх Феодосий Тырновский, прекрасно понимавший, что такие школы позволят определить независимость болгарской церкви, распространить и усилить её влияние среди православных стран славянского мира.

Основателем Тырновской литературной школы, с центром в столице Второго Болгарского царства Тырново, считается патриарх Евфимий Тырновский (Болгарский). Реформы правописания и языка Евфимия установили правила, применявшиеся впоследствии не только в Болгарии, но и в русских княжествах, в Сербии, Валахии и Молдавии.

Деятельность писателей в Тырновской школе была связана не только с созданием оригинальных литературных произведений, но и с переводами греческих оригиналов и созданием сборников.

Тырновская книжная школа была тесно связана с развитой византийской литературой. В первую очередь Тырновская школа характеризуется высокой религиозностью её представителей, в традициях православной церкви. Большинство произведений Тырновского книжной школы относится к житийной литературе: панегирики, жития, гимны и др. Основной задачей авторов житий было прославление соответствующего святого, распространение и увеличение знаний о его культе. Типичным для большинства писателей школы (Евфимий, Григорий Цамблак) является присутствие в их произведениях обязательных жанровых чудес. Их отношение к таким еретических учениям как богомильство, варлаамство, адамитство, ересь жидовствующих было крайне враждебным и осуждающим, что соответствовало позициям Тырновского патриархата.