Адамиты


Адами́ты, или адамиа́не[1], адамитя́не (др.-греч. ἀδαμιανοὶ, ἀδαμῖται; лат. adamiani; др.-рус. адамане) — общее название приверженцев христианской секты, проповедовавших возвращение к святости и невинности первобытных людей в раю — Адама и Евы.

Самой яркой чертой большинства адамитов было требование ходить нагими. Кроме того, большая по сравнению с традиционным христианством свобода сексуальных отношений служила поводом для обвинения адамитов в распутстве. В перечне 80-ти христианских ересей «Панарионе» (ок. 378 года) адамиане на 52-м месте.

В XIV веке секта адамитской направленности появилась в Болгарии под названием «богомилы». В начале Реформации схожее направление встречается среди братства свободного духа в Чехии. По словам современников, в 1418 из Пикардии явился некто Пикард, называющий себя сыном Бога и Адама; он прошёл через Германию в Богемию и своими чудесами приобрёл много последователей, называемых пикартами, или адамитами. Адамиты первой четверти XV века выделились из числа таборитов, протестовавших против распространения католицизма.

В феврале 1421 года пикарты-адамиты были изгнаны из Табора и поселились на небольшом островке при реке Лужнице у замка Пршибенице. Современники указывали, что адамиты считали себя ангелами Божьими, а Иисуса Христа — своим братом, «совращали» окрестности, обобществив женщин и намереваясь вернуться в первобытное состояние людей в раю. В конце марта 1421 года таборитский гетман Ян Жижка завладел островом и убил многих членов секты, но достаточно большому числу их удалось спастись. Адамитизм был распространён также в Германии, где назывался «Общество свободного духа». Особенно много сектантов было в Крудимском округе, во владениях Рихенбурга, Лейтомишля, Ландскроны, Краузовица.

В 1782 г., после эдикта Иосифа II о терпимости, адамиты появились вновь, уже открыто, но скоро их движение было уничтожено. В либеральном 1848 году секта появилась вновь, главным образом в пяти деревнях Хрудимского округа в Чехии. Они называли себя марокканами, уверяя, что придёт неприятель из Марокко и уничтожит всех католиков, а они останутся одни и поделят все земли. Это движение также было подавлено силовыми методами.

В XIX веке адамиты появились в Леноксе (штат Нью-Йорк), под именем секты свободной любви (община Онейда), основанной Нойесом на коммунистических началах, идеях общности имуществ и жён, воспитания детей за счёт общины, то есть на принципах полного отречения от собственности и семьи.