Тяжеловозы


Тяжеловозы, или крупные[1][2], тяжелоупряжные породы, — название пород рабочих лошадей, предназначенных для перевозки больших тяжестей.

Тяжеловозы отличаются массивностью телосложения и большой силой. На РусиРоссии) тяжеловозы, или ломовые лошади (лошадь, для возки тяжестей[3]) для перевозки возов, назывались также возовиками и возовыми лошадьми[4].

Норийская лошадь имела в доисторическую эпоху двух представителей: одного мелкого, другого крупного типа. Полагают, что от первого произошли современные пони и мелкая туземная порода лошадей северных Европейских государств, а от второго — тяжеловозы Средней Европы. На разведение последних оказало большое влияние развитие военного дела, в частности средневекового рыцарства, так как их тяжёлое вооружение требовало лошадей значительной силы и величины. С Европейского континента она в XII века была перевезена в Англию, где под влиянием обильного кормления и достигла настоящих громадных размеров.

Позже лошади тяжелоупряжной (тяжеловозной) породы совершенствовались и выводились для использования в хозяйственных работах и перевозки грузов. Создание и совершенствование пород проводилось и проводится во многих странах мира.

К тяжеловозам относится лучшая русская порода ломовых лошадей — русская тяжёлая лошадь битю́к[5] или битю́г,[6][7][8][9] — продукт скрещивания (смешения[10]) голландских и датских жеребцов, выписанных Петром I из Европы, с местными крупными кобылами или матками (Тамбовская и Воронежская губернии). Впоследствии эта порода была улучшена примесью орловской рысистой крови[2]. Рассадником битюгской породы служил Хреновский завод, Воронежской губернии[2]. Различали две разновидности битюга: крупную и среднюю. К сожалению, на данный период времени порода утрачена.

До введения моторизации и механизации широко использовались в сельском хозяйстве и вообще для транспортировки тяжестей — ломового извоза. В наше время применяются мало, многие породы оказались на грани исчезновения.