Тяжёлые крейсера типа «Адмирал Хиппер»


Тяжёлые крейсеры типа «Адмирал Хиппер» — тип тяжёлых крейсеров, входивших в состав Кригсмарине в годы Второй мировой войны. Всего было построено 3 единицы: «Адмирал Хиппер» (Admiral Hipper), «Блюхер» (Blücher) и, «Принц Ойген» (Prinz Eugen). Ещё 2 корабля («Зейдлиц» (Seydlitz) и «Лютцов» (Lützow)) остались недостроенными, причём «Зейдлиц» с осени 1942 г. находился на переоборудовании в авианосец, а «Лютцов» в 1940 году продан СССР как «Петропавловск», отбуксирован в Ленинград для достройки, которая завершена не была[1]

В 1922 году было подписано Вашингтонское соглашение об ограничении морских вооружений, ограничившее водоизмещение кораблей класса крейсер 10 000 тонн, а калибр их артиллерии — 203 мм. После этого в составе флотов Великобритании, Франции, США, Японии, Италии начали появляться корабли, чьи ТТХ были «подогнаны» под эти характеристики (т. н. «Вашингтонские крейсера»). Официально Германия, скованная рамками Версальского договора, не принимала участия во всех «крейсерских гонках». В 1920-х был разработан проект океанских рейдеров типа «Дойчланд». «Карманные линкоры», вошедшие в строй одновременно с первыми из «вашингтонских» крейсеров, настолько превосходили их в бою, что послужили одной из причин появления более сбалансированных проектов.

С приходом к власти национал-социалистов работы по поэтапному наращиванию военно-морских сил и созданию большого флота получили новый импульс. Работы над крейсерами с 203-мм артиллерией были начаты в 1933 году. Предполагалось создать корабль, способный действовать как в составе флота, так и в качестве рейдера — истребителя торговли, и в то же время, не уступающий по вооружению и защите французскому тяжёлому крейсеру «Альжери». Кроме того, он должен был иметь скорость, позволяющую уйти от находившихся в постройке французских линейных крейсеров типа «Дюнкерк»[2].

8 203-мм орудий, скорость в 32 узла и запас топлива на 12 000 миль 15-узловым ходом предполагалось вместить в водоизмещение в 9000-10 000 тонн. Становилось ясным, что придётся пожертвовать некоторыми из характеристик для того, чтобы «уложиться» в заданное водоизмещение. Предложение о переходе на 150-мм артиллерию главного калибра успеха не имело, так как установка 12 150-мм пушек вместо 8 203-мм давала экономию веса в лучшем случае 550 тонн, чего было недостаточно. Кроме того, при установке более лёгких орудий резко снижались параметры бронепробиваемости. В мае 1934 года состоялось совещание под председательством адмирала Редера (будущего главнокомандующего Кригсмарине), на котором обсуждались преимущества и недостатки 190-мм и 203-мм калибров. В итоге было принято решение о большей целесообразности второго из вариантов.

Несмотря на то, что Германия официально не была связана ограничением водоизмещения в 10 000 тонн, так как не подписывала Вашингтонский договор (будучи при этом связанной гораздо более жёстким Версальским договором), превышать этот предел первоначально не планировалось, преимущественно по политическим мотивам[2].