Т-64А


Т-64А (индекс ГБТУ — Объект 434) — советский средний и основной боевой танк, разработанный в начале 1960-х годов в Харьковском конструкторском бюро по машиностроению[3]. Серийно производился с 1969 года параллельно со средними и основными боевыми танками Т-55, Т-62 и Т-64. Первоначально имел обозначение «Танк Т-64 с гладкоствольной пушкой Д-81»[4].

Принят на вооружение Советской армии ВС СССР Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 20 мая 1968 года, этим же постановлением танку было присвоено обозначение Т-64А. 22 января 1973 года вышел приказ Министра обороны СССР № 021 о принятии на вооружение танков Т-64А и Т-64АК (командирский вариант Т-64А).

В 1963 году была начата работа по дальнейшему совершенствованию конструкции «Объекта 432» (будущий Т-64) и повышению его характеристик путём установки 125-мм гладкоствольной пушки, машина получила обозначение «Объект 434».

Сам Т-64 имел гладкоствольную пушку калибра 115 мм и спаренный 7,62-мм пулемёт ПКТ. На нём впервые в мире применили автомат заряжания орудия с выбором типа снарядов, что позволило сократить экипаж, убрав из него заряжающего; экипаж танка состоял из трёх человек. На танке впервые в СССР был установлен оптический стереоскопический дальномер, использовавшийся на опытных американских танках со Второй мировой, а на серийном M47 — с 1951 г. (на модификации Т-64Б по образцу танка «Чифтен» заменён квантовым, то есть лазерным)[5]. Броня танка впервые в мире стала комбинированной[5][6], чтобы повысить защищённость от кумулятивных снарядов и новых видов снарядов с деформируемой головной частью и пластичным взрывчатым веществом. Ходовая часть снаружи получила защитные поворотные щиты с той же целью. С танка в связи с представлявшейся нецелесообразностью был убран зенитный пулемёт (поскольку скорости фронтовой авиации существенно выросли, и успешный обстрел летящего на большой скорости самолёта стал маловероятным, а вертолёты ещё опасности для танков не представляли).

Дальнейшая модификация танка — Т-64А (с 1968 года) — получила более толстую броню и пушку калибра 125 мм, что фактически изменило прежнюю классификацию танка. Новый танк сочетал в себе качества как среднего, так и тяжёлого танка, поэтому стал первым в мире основным танком. Модернизированный вариант этого танка под обозначением Т-64Б (1976 год) стал первым в мире основным танком с ракетно-пушечным вооружением[7].

Принципиально новый танковый дизельный двигатель 4ТПД был специально сконструирован в дизельном КБ завода № 75 под руководством А. Д. Чаромского. Идея использовать на перспективном танке оппозитный горизонтальный двигатель возникла у А. А. Морозова задолго до начала работ над «Объектом 430» (будущий Т-64), а официально работы над таким двигателем были начаты в 1946 году.