Харьковское конструкторское бюро машиностроения


Харьковское конструкторское бюро по машиностроению имени А. А. Морозова (ОКБ имени МорозоваГП ХКБМ до 1951, ОКБ-520 до 1997, КБ-60 до 1999) — советское/украинское предприятие, разрабатывающее бронетанковую технику. Ранее ГП ХКБМ играло ключевую роль в создании бронированных гусеничных машин Советского Союза.

До Великой Отечественной войны бюро называлось ОКБ-520. Осенью 1941 оно было эвакуировано в Нижний Тагил, где использовало производственные мощности Уралвагонзавода. В 1951 году, когда Александр Морозов из-за разногласий с руководством УВЗ вернулся в Харьков, прежнее название осталось за тагильским[каким именно из них?] конструкторским бюро, а харьковское стало называться КБ-60.

В марте 2012 года Кабинет министров Украины поручил государственному концерну «Укроборонпром» реорганизовать несколько казённых предприятий в коммерческие предприятия. Среди них Харьковское КБ по машиностроению имени Морозова и Харьковское КБ по двигателестроению (расположенное на заовражной площадке ХЗТМ)[1].

ХКБМ специализируется, главным образом, на разработке и производстве бронетанковой техники. Компетенция ГП ХКБМ в данной сфере является всеобъемлющей и охватывает весь процесс создания того или иного образца, от первой линии на чертеже и до последующего усовершенствования уже эксплуатирующейся машины.

Номенклатура разработанных ГП ХКБМ гусеничных машин включает основные боевые танки «Ятаган», «Оплот», Т-80УД, тяжелую боевую машину пехоты БТМП-84 и бронированную ремонтно-эвакуационную машину БРЭМ-Оплот.

Колесные машины, которые разработаны ГП ХКБМ — бронетранспортеры БТР-3, БТР-4, Дозор-Б, многоцелевой автомобиль Дозор-А.