Як-7УТИ


Як-7УТИ — советский одномоторный самолёт Великой Отечественной войны. Был разработан КБ под управлением Александра Сергеевича Яковлева, как учебно-тренировочный самолёт, для обучения лётчиков на истребитель Як-1. Первоначально назывался УТИ-26 (это обозначение носили два прототипа), так же носил наименование И-27. Запущен в серийное производство в 1941 году под обозначением Як-7УТИ, всего было построено 186 самолётов.

Ещё на стадии испытаний опытного истребителя И-26, превратившегося позднее в Як-1, А. С. Яковлев подготовил на его базе проект двухместного учебного самолёта УТИ-26, для обеспечения обучения молодых полетов на новом истребителе. На самолёте была установлена двухместная кабина для курсанта и инструктора с двойным управлением.

Самолёт проектировался и строился с 25 января 1940 года. Было построено два опытных экземпляра — УТИ-26-1 и УТИ-26-2. Первый был готов 25 июня 1940 года, второй (дублер) 17 сентября 1940 года.

Для обеспечения приемлемых летных характеристик учебного самолёта пришлось вносить множественные изменения в конструкцию изначального самолёта. В частности, сместили на 100 мм назад крыло, изменив таким образом центровку самолёта. Ввели массовую балансировку руля высоты. Изменили соотношение площадей рулей высоты и их триммеров (введено на УТИ-26-2, при неизмененной площади горизонтального оперения 3,05 м² площадь стабилизатора УТИ-26-2 стала 1,93 м² вместо 1,82 м² а руля высоты — 1,12 м² вместо 1,23 м²). Само оперение сделали цельнометаллическим. Для улучшения технологичности, ввели на самолёте крыло, разработанное для опытного истребителя И-28. Поставили конструктивно упрощенное, но более прочнее шасси. Его конструкция, как и конструкция оперения были взяты от опытного истребителя И-30.

В передней кабине установлен фото-кинопулемет; передняя кабина оборудована шторкой для слепого полета, для удобства у задней кабины установлена подножка. Вооружение состояло из двух синхронных пулеметов ШКАС с боезапасом по 500 патронов.

В результате появился очень удачный самолёт, обладавший даже большей живучестью и разгонными характеристиками, чем серийный Як-1.