Удж


Удж или Уч (тур. ) — «удж» (букв. «Край, вершина, конец») часто описывается как «своего рода ничейная земля», в которой доминировали кочевники-туркмены. Это была территория мусульманского государства (в основном в Анатолии, на Балканах и Иберийском полуострове) на границах. Главы племен получали в вассальное владение и управление удж в обмен на обязательство по защите границ от внешних врагов, зачастую - христиан.

Верховный главнокомандующий уджа именовался удж-бей. По другую сторону уджа располагались приграничные территории (византийские акроны в Анатолии или пиренейские марки в Иберии). Существование уджей было особенно выгодно центральной сельджукской власти в XIII веке. Сельджукские султаны номинально не воевали с восстановленной Византийской империей: они лишь посылали в уджи самых беспокойных кочевников, направляя таким образом экспансивные устремления полуавтономной местной кочевой на грабеж иноверцев-греков, а также на захват греческих земель[1].

С другой стороны, местные лидеры разных национальностей по обе стороны византийско-сельджукской границы иногда имели хорошо налаженные деловые и личные отношения, о чём свидетельствуют пример Михаила Палеолога, успевшего поработать в качестве приграничного стратега на византийской, а затем в должности «удж-бея» и на сельджукской стороне границы прежде чем стать императором Византии. Полуавтономное существование таких городов как Магнесия и особенно Филадельфия в поздней Византии также по-видимому объяснялось трансграничным влиянием «удж-культуры» феодально раздробленного Конийского султаната[1].

На жизнь в уджах накладывал свой отпечаток военно-кочевой быт тюрок. Часть кочевников всегда несла дозорную службу. В разведке, как правило, была легкие конники (в османском бейлике называемые «акынджи»), которые постоянно высматривали врага. Традиции акынджи сложились под влиянием акойли среднеазиатских туркмен, которые в немалых количества подошли к границам Византии в конце XIII века[2]. Другая часть племени пасла стада, занимаясь снабжением воинов продовольствием. Женщины и дети часто также носили оружие. На уджах туркмены возводили крепости, но часто просто ремонтировали захваченные византийские (к примеру ту же Улуборлу, ранее известную как римская Аполлония). Опустевшие и полуразрушенные византийские крепости и города получили название карахисар, буквально чёрная крепость. В уджах тем не менее велось активное строительство мечетей, основание вакуфов, широкое распространение получил суфизм мистического толка[1].

Судя по разрушенной византийской крепости Сагалассос, отношения между христианскими жителями города и прибывающими турками были враждебными. По этой причине туркмены начали селиться не в самом «карахисарe» (как и во многих подобных случаях), а в отдельном поселке на его окраине[3].