Узелки


«Узелки» — песня в исполнении Алёны Апиной. Наиболее популярный номер из её музыкального спектакля «Лимита» (1994) и одноимённого концертного альбома, выпущенного на следующий год. Композиция попала в Топ-20 ежемесячного хит-парада лучших песен «Звуковой дорожки МК» и стала лауреатом фестиваля «Песня года '95» (1996). На «Узелки» также был снят видеоклип. Шлягер положил начало многолетнему сотрудничеству артистки с поэтом Михаилом Таничем.

К 1994 году Алёна Апина уже покинула гёрлз-бэнд «Комбинация» и успешно строила сольную карьеру. Одновременно у поэта Михаила Танича имелся песенный цикл «Лимита» (основной композитор — Сергей Коржуков). Все песни сборника объединяла общая тема судьбы провинциальной девушки, приехавшей покорять Москву. Поэт два года не мог найти для этого произведения подходящую исполнительницу и увидел её в прибывшей в столицу из Саратова Апиной[1]. После ознакомления с материалом, артистке больше других понравилась песня «Узелки»[2]. «Я сказала: „Всё-всё-всё, вот эту я беру“. А Танич говорит: „Нет, не берёшь“. Я говорю: „Почему?“. „Потому что она одна не отдается, она отдаётся с гарниром“», — вспоминала Апина[3]. В итоге из-за этой песни она приобрела «Лимиту» целиком. Кроме того, согласно артистке, ей было просто лестно слышать от такого мэтра как Танич, что она та самая певица, ради которой цикл так долго пылился на полке[4].

В дальнейшем Апина и Танич решили поставить по «Лимите» музыкальный спектакль, окрестив его «поп-романом» и сделав ставку на «Узелки» в качестве ключевого номера[2]. Как вспоминала вовлечённая в создание цикла вдова Танича, поэтесса Лидия Козлова, изначально «Узелки» получились у Коржукова «попсовой песенкой», но потом он переделал её в более подходящий под настроение произведения и привычный ныне вариант[5]. Затем на протяжении полугода песня прошла через несколько аранжировщиков. К композитору и продюсеру Андрею Косинскому, работавшему над спектаклем Апиной, она в итоге попала от Евгения Кобылянского, но была выполнена в стиле латино. В конечном счёте Косинский придал ей окончательные звучание и форму. При этом, по его словам, в студии «Узелки» записывались на протяжении восьми часов. «Только слышу я сейчас, что в одном месте у малого барабана пружина отошла. Интересная была работа», — заключает он[2].