Уилмингтон (Делавэр)


Уилмингтон (также встречается русскоязычное название «Вилмингтон») (англ. Wilmington) — город на востоке США[1][2], крупнейший город Делавэра по количеству жителей, но не по площади. Население в границах города 70 898 человек (2020), с пригородами — до 500 тысяч (две трети населения всего штата). Город является частью агломерации Филадельфии.

Уилмингтон расположен на правом берегу реки Делавэр, вблизи впадения в неё рек Кристин и Брэндиуайн (между которыми находится центральная часть города). Уилмингтон находится в северной «горловине» полуострова Делмарва, который штат Делавэр делит с Мэрилендом и Виргинией.

Благодаря близости океана климат в городе мягкий: средняя температура июля составляет 76,6 °F (24,8 °С) со средним максимумом 86 °F (30 °С), средняя температура января — 31,5 °F (−0,3 °С) со средним минимумом 23,7 °F (−4,6 °С)[3]. Среднегодовое количество осадков — 1086 мм, они выпадают относительно равномерно в течение всего года.

Первыми белыми колонистами, начавшими освоение этой территории, стали в середине XVII века переселенцы из Швеции, шведы и финны, в связи с чем флаг основанного в 1638 году города напоминает шведский. В 1655 году их начали вытеснять голландцы, но уже в 1664 году здесь было установлено британское господство. В середине следующего века город был переименован из Уиллингтона (по имени основателя) в Уилмингтон (в честь эрла Уилмингтона, британского аристократа). В конце XVIII века город испытал приток иммигрантов из Франции, спасавшихся от Французской революции, одним из которых был основатель компании DuPont Иренэ Дю Пона де Немур.

Промышленность в городе начала развиваться ещё начиная с 1740-х годов. В начале XIX века Уилмингтон уже был заметным центром судостроения (верфи располагались к юго-востоку от центра города) и производства пороха (заводы DuPont по берегам реки Брендивайн). В годы Гражданской войны и последовавшей колонизации Запада промышленность города процветала. Предприятия города поставляли для армии Севера порох, кожаную амуницию, палатки, вагоны, транспортные корабли и так далее. В 1868 году верфи Уилмингтона производили больше кораблей, чем все остальные американские судостроительные предприятия вместе взятые.

Развитие промышленности города вызвало приток населения и появление прослойки состоятельных жителей. Если за первую половину XIX века население Уилмингтона выросло в два раза (с 10 до 21 тысяч человек), то с 1860 по 1920 — в пять раз (до 110 тыс.). За счет строительства особняков торгово-промышленной элиты город значительно разросся в западном направлении. В 1864 году в городе появился общественный транспорт (конка), в конце XIX века для отдыха горожан были организованы парки Рокфорд и Брэндиуайн. С 1888 по 1940 годы в Уилмингтоне ходил трамвай.