Уинтерс, Шелли


Ше́лли Уи́нтерс[4] (англ. Shelley Winters, 18 августа 1920 — 14 января 2006) — американская актриса, дважды обладательница премии «Оскар» за лучшую женскую роль второго плана.

Ширли Шрифт (англ. Shirley Schrift) родилась 18 августа 1920 года в Сент-Луисе, штат Миссури в еврейской семье. Её отец, Джонас Шрифт, был дизайнером мужской одежды, а мать, Роза Уинтерс, певицей[5][6]. Когда ей было три года, её семья переехала в Нью-Йорк. Там она занималась в актёрской студии «Hollywood Studio Club», где её соседкой по комнате была Мэрилин Монро. Она также посещала Шекспировские курсы Чарльза Лоутона и знаменитую Актёрскую студию.

Впервые на экранах Шелли Уинтерс появилась в 1943 году в фильме «Какая женщина!». Но первой звёздной работой стала её роль жертвы в фильме Джорджа Кьюкора «Двойная жизнь» (1947). Последовавшие далее роли в фильмах «Винчестер-73» (1950) и «Великий Гэтсби» (1949) добавили актрисе популярности, сильно возвысив её в Голливуде. В 1951 году за роль в фильме «Место под солнцем» она была номинирована на премию «Оскар», как «Лучшая актриса года». Хотя премию она и не получила, Уинтерс привлекла внимание многих голливудских режиссёров и заняла прочное место в американской киноиндустрии.

В 1950-е годы Уинтерс продолжала активно сниматься. Наиболее значимой в то время стала её роль в фильме Чарльза Лоутона «Ночь охотника» (1955), а в 1960 году за роль в фильме «Дневник Анны Франк» Уинтерс получила свою первую премию «Оскар», как «Лучшая актриса второго плана». Она сдержала своё обещание, данное перед фильмом, и через 16 лет после получения награды передала «Оскар» в музей Анны Франк[7]. Помимо кино, она также участвовала и в театральных постановках, в том числе и на Бродвее. В 1966 году Уинтерс во второй раз стала обладательницей «Оскара», за «Лучшую роль второго плана» в фильме «Клочок синевы».

Последующими примечательными её ролями стали Шарлотта в фильме Стэнли Кубрика «Лолита» (1962) и пассажирка Белла Роузен в «Приключение «Посейдона»» (1972), которая принесла номинацию на премию «Оскар». Знаменитой театральной постановкой с её участием в то время стала пьеса Теннесси Уильямса «Ночь Игуаны».

В начале 1970-х актриса снялась в нескольких психологических триллерах, относимых к поджанру «геронтологического триллера» (продолжающие атмосферу «Что случилось с Бэби Джейн»), наиболее интересны её роли в картинах «Что случилось с Хелен?» (1971), и «Кто прикончил тётушку Ру?» (1971), а также в низкобюджетной криминальной драме Роджера Кормана Кровавая мама.