Улица Свердлова (Минск)


Улица Свердлова (белор. Вуліца Свярдлова) — улица в центре Минска, важная транспортная артерия. Названа в честь революционера Якова Свердлова.

Улица ориентирована с северо-запада на юго-восток начинается между комплексом зданий Пищаловского замка (СИЗО-1) и фабрикой-кухней на пересечении с улицей Берсона, начало улицы пешеходное. Чуть далее пересекается с Советской улицей. Основная часть улицы начинается с пересечения с проспектом Независимости на одноимённой площади. Улица Свердлова пересекается с улицами Карла Маркса / Ленинградской, Кирова, Ульяновской, Бобруйской, заканчивается после прохождения под железнодорожным мостом Оршанского направления (Минск—Москва). Её непосредственное продолжение — улица Маяковского.

Большая часть улицы образует границу между Ленинским (восточнее), Октябрьским (юго-западнее) и Московским (западнее) районами города.

Возникла в середине XIX века, первоначально называлась Коломенской. В БССР была переименована — сначала в Игуменскую, затем в улицу Свердлова. По разным данным, переименование произошло в 1922[2] или 1945 году[3], в 1930-е годы улица Свердлова называлась Свердловской[4] (некоторое время улицей Свердлова называлась современная улица Карла Маркса[5]). С Минском Свердлова связывает участие на Первом Всебелорусском съезде Советов в феврале 1919 года[5].

На участке между современными улицами Кирова и Ульяновской соприкасалась с крупным Виленским рынком, расположенным возле Виленского железнодорожного вокзала. Долгое время большая часть застройки улицы была деревянной. В 1881 году в начальной части улицы устроен бульвар (разрушен в 1950-е годы при переустройстве центральной части города)[2].

В 1920-х — 1930-х годах улица начала активно застраиваться. Недалеко от Дома правительства была построена Минская фабрика-кухня в стиле конструктивизма (здание сохранилось), построен гараж СНК БССР, чуть дальше разбит Михайловский сквер[2]. В 1930-е годы были также построены здание Института народного хозяйства и конструктивистский дом «Просветитель-коммунар» (не сохранился). После Великой Отечественной войны здание БГИНХ было реконструировано, а застройка улицы продолжилась в юго-восточном направлении (здания Минского отделения Белорусской железной дороги, Белорусского технологического института и др.)[4][2].