Уличный театр


У́личный теа́тр — театр, спектакли которого происходят на открытом пространстве — улице, площади, в парке и т. п., как правило, без сцены. Зрители часто вовлекаются в действие, при этом участвуют не только эмоционально, как в классическом театре, но могут непосредственно вовлекаться в спектакль, и даже иногда влиять на его течение; значительно возрастает роль импровизации.

Термин применяется как к любым выступлениям артистов и перформеров на улице, так и к спектаклям, перенесённым на улицу из обычных театров, а также к спектаклям, созданным специально для воспроизведения на улице, площади или сквере. Сейчас понятие «уличный театр» стало заменяться на «театр в публичном пространстве», что включает в себя и торговые центры, заброшенные заводы и прочие локации в которых проходят спектакли вида «site specific».

Уличный театр — явление несомненно очень древнее, но в современном виде оно возникло в 1960—1970-х годах в Европе. Ярким представителем того времени является Teatr Ósmego Dnia и Teatro Nucleo[источник не указан 475 дней]. В России одним из первых значимых событий, связанных с уличным театром, был «Караван мира», проведённый Вячеславом Полуниным в 1989 году. Первый фестиваль уличных театров в России был проведен в Архангельске Виктором Пановым и Архангельским Молодёжным театром в 1990 году. В 2019 году Сергеем Корсаковым и Олегом Скотниковым был создан Российский союз уличных театров и артистов[1], занимающийся каталогизацией развитием этого явления в России.

Виды уличного театра многообразны, что, в свою очередь, приводит к невозможности строгой классификации его форм. Пока что можно выделить площадные спектакли больших, малых и средних форм, спектакли-променады, «site-specific»-спектакли. Близкие направления — перформанс, хеппенинг, флеш-моб.

Большинство особенностей накладывает открытое пространство. Но и без этого, необходима особая стилистика актерской игры. Для актера уличного театра необходимы не только импровизаторские способности, но особенные навыки во всем арсенале профессиональных актерских средств выражения (жест и пластика, манера ношения театрального костюма). Ввиду отсутствия сцены, и, чаще всего, искусственного освещения, для уличного театра необходимо привлекать внимание зрителя другими средствами, отличными от используемых в классическом театре. Необходимо вызвать интерес зрителя и удерживать его на протяжении всего представления, ведь он может легко отвлечься на неизбежное постороннее. Требуется большая энергетическая и эмоциональная концентрация.