Караван мира (фестиваль)


«Караван мира» («Mir-Caravane»)— международный клоунский, цирковой и театральный фестиваль, с 1989 года регулярно проводимый под руководством Вячеслава Полунина[1].

«Караван мира» стартовал в Москве в парке ЦДСА в мае 1989 года. Затем кочующие артисты побывали в Ленинграде, Варшаве, Праге, Западном Берлине, Копенгагене, Базеле, Лозанне, Блуа. Через пять месяцев последние спектакли «Одиссея-89» прошли в парке Тюильри в Париже в рамках празднования 200-летия Французской Республики. Первым президентом фестиваля был драматург, режиссер Николя Пескин.

В первом фестивале участвовали 200 артистов и техников, 100 транспортных средств, 5 шапито, 8 театров (по четыре с Запада и Востока), прошло 600 спектаклей[2]. В Москву и Петербург по приглашению Полунина приехали: цирк «Периллос» (Испания), интернациональный театр «Футсбарн», данс-театр «Шусаку и Дорму» (Нидерланды), театр «Дивадло на провазку» из ЧССР, политический «Театр Восьмого Дня» (Польша-Италия), французская «Компани дю Азар», театр «Нуклео» (Италия)[3], «УФА-Фабрик» из Западного Берлина.

«Они вышли на улицы и площади, чтобы возродить именно площадное искусство, чтобы освободить вечно бегущего горожанина, разбудить его фантазию, освободить от шор и условностей, которые чуть было не сделали нашего человека неулыбчивым и злым. Именно всамделишность происходящего в бродячем театре делает его привлекательными и для строгого критика, и для того, кто сроду по театрам не ходил». Газета «Правда», 1989[2].

Идея возникла в Польше, на одном из фестивалей уличных театров, а её авторами были голландский продюсер Хан Баккер, английский режиссер с французской «пропиской» Джон Килби и Слава Полунин. Первый из них после разговора о том, как было бы хорошо собрать уличных комедиантов в один караван и покатить по Европе, начал собирать западную «дирекцию», а Полунин — искать финансы в России, и нашел поддержку у Союза театральных деятелей СССР под руководством Олега Ефремова. Союз отдал большую часть годового бюджета на это предприятие.

Однако в 1989 году получить что-либо материальное даже за деньги в Советском Союзе было проблематично: в стране настала эра всеобщего дефицита. Выручила известность театра «Лицедеи»: концерт коллектива стал валютой, за которую доставали необходимое. Так, за концерт Полунин получил вагон чугуна в Череповце, который обменяли на автодома в Югославии[2]. Таким же образом были получены деревянные зрительские скамейки для шапито «Футсбарн» Джона Килби и самолёт гвоздик, который молодой Союз предпринимателей пригнал из Болгарии — и клоуны завалили ими Красную площадь.