Уложение 1745 года


Уложение 1745 года — третий и последний свод нормативных документов, призванных регламентировать конструкцию, и в меньшей степени, вооружение основных классов кораблей, строившихся для Королевского флота. Вступил в силу в июле 1745 года. Полностью заменил предшествующие уложения 1706 и 1719 года.

Существовавшая в Королевском флоте с 1677 года система рангов и рейтингов внесла некоторое упорядочение, путём классификации кораблей по числу пушек. Однако администрация флота стремилась внести регламентацию ещё глубже. Основной причиной был рост численности флота и умножение числа верфей, выполнявших заказы, не только королевских, но и частных. В связи с этим росли накладные расходы на организацию постройки, заготовку необходимых материалов, выделение людей и средств, и наконец содержание и снабжение уже построенных кораблей.

То есть появление уложений (иногда говорят «эра уложений»[1]) было в первую очередь бюрократической реакцией, попыткой привести хаос к порядку. Но была и вторая существенная причина — Адмиралтейство хотело строить корабли заранее известных качеств, что важно при планировании будущих операций. При том, что Королевский флот поддерживал присутствие по всему миру, и ему приходилось взвешивать, сколько сил выделить под каждую задачу, при нехватке кораблей не все задачи сразу, вопросы вроде «послать 2 или 3 двухдечных в Индию через год» возникали постоянно. И, разумеется, ответ зависел от того, справятся ли в Индии 2 двухдечных, или придется посылать третий.

В XVII−XVII веках кораблестроение ещё в значительной степени основывалось на личном опыте конструкторов и корабельных мастеров, закрепленном не столько в формальной системе знаний, сколько в традициях и секретах, передаваемых по наследству. Поэтому отдельные выдающиеся корабли перемежались множеством посредственных. Общий результат был слабо предсказуем.

Адмиралтейство решило, что регламентация таких элементов, как размеры корабля и всех основных частей, выбор пород дерева, длина и толщина бруса, досок и тому подобное, должна улучшить качества корабля и флота в целом. Спецификации на отдельные программы существовали и раньше, например программа «тридцати больших кораблей» появилась ещё в 1677 году.[2] Единая (для флота и армии) система типов и калибров артиллерии к 1706 году уже имелась, за ней следил особый Комитет по вооружениям (англ. Ordnance Board).

Предыдущие уложения устанавливали только основные размерения корабля, оставляя детали постройки на главных мастеров (англ. Master Shipwrights) королевских верфей, хотя в 1719 году к этому добавились требования на размеры и толщины бруса. Сюрвейер флота (англ. Surveyor of the Navy) выпускал чертежи, общие для частных верфей, работавших по контракту.