Ультраправые в США


Ультраправые (радикальные правые) в США (англ. radical right) — политическое направление, которое склоняется к крайнему консерватизму, идеологии превосходства «белой расы» и другим правым или ультраправым идеологиям в сочетании с конспирологической риторикой и традиционалистскими[англ.] и реакционными взглядами[1][2][3][4]. Этот термин был впервые использован социологами в 1950-х годах в отношении небольших групп, таких как Общество Джона Бёрча в Соединенных Штатах, и применяется к аналогичным группам[5]. Ультраправые стремятся произвести фундаментальные (радикальные) изменения социальных институтов и исключить из политической жизни институты и лиц, которых они рассматривают как угрозу их ценностям или экономическим интересам[6].

По состоянию на 2005 год в США действовало около 500 ультраправых групп расистской и неофашистской направленности. После терактов 11 сентября 2001 года среди американцев вырос уровень исламофобии[7].

Изучение правых радикалов началось в 1950-х годах, когда социологи пытались объяснить маккартизм, который рассматривался как отход от американской политической традиции. Основа изучения была заложена в работах «Псевдоконсервативное восстание» американского историка Ричарда Хофштадтера и «Источники правых радикалов» Сеймура Липсета. Эти работы, наряду с исследованиями Даниела Белла, Толкотта Парсонса, Питера Вирека[англ.] и Герберта Хаймана[англ.], были включены в издание «Новые американские правые» (1955). В 1963 году, после возникновения «Общества Джона Бёрча», авторы пересмотрели свои более ранние работы, и опубликовали результаты в книге «Радикальные правые». Липсет вместе с Эрлом Раабом проследили историю правых радикалов в книге «Политика абсурда» (1970)[8].

Основные положения работы «Радикальные правые» вызвали критику. Некоторые правые считали, что маккартизм можно объяснить как рациональную реакцию на коммунизм. Другие считали, что маккартизм следует объяснять как часть политической стратегии американской Республиканской партии. Левые критики отрицали, что маккартизм можно интерпретировать как массовое движение, и отвергали сравнение с популизмом XIX века. Другие считали статусную политику, лишение собственности и другие аргументы слишком расплывчатыми[9].

Эти социологи использовали два разных подхода. В получившей известность работе 1964 года «Параноидальный стиль в американской политике[англ.]» Хофштадтер стремился дать характеристики ультраправых групп. Хофштадтер писал, что склонные к «политической паранойе» чувствуют себя преследуемыми, опасаются заговора и ведут себя чрезмерно агрессивно, но они социализированы. В 1950-х годах Хофштадтер и другие учёные утверждали, что основное левое движение 1890-х годов, популисты, продемонстрировало то, что, по словам Хофштадтера, было «параноидальным бредом заговора со стороны финансовой элиты»[10].