Универсальный дизайн


Универсальный дизайн (инклюзивный дизайн) — это дизайн зданий, изделий или окружающей среды, делающий их доступными для всех людей, независимо от возраста, инвалидности или других факторов.

Термин «универсальный дизайн» был придуман архитектором Рональдом Мейсом для описания концепции проектирования объектов среды для поддержания их эстетичности , и пригодности к использованию в наибольшей степени всеми людьми, независимо от их возраста, способностей ,или социального статуса. Однако именно работа Селвина Голдсмита, автора книги Designing for the Disabled (1963), действительно положила начало концепции свободного доступа для людей с ограниченными возможностями. Его самым значительным достижением было создание опущенного бордюра — теперь это стандартный элемент городской застройки.

Универсальный дизайн возник из более ранних безбарьерных концепций, позволяющих большую свободу передвижения при помощи адаптивной и вспомогательной технологии, а также включающий в эти понятия определённую эстетичность. Интерес к универсальному дизайну растёт вместе с ожидаемой продолжительностью жизни и способностью современной медицины увеличить выживаемость людей со значительными травмами, болезнями и врождёнными дефектами. В одних отраслях универсальный дизайн имеет сильное проникновение на рынок, но во многих других он не получил значительного распространения. Универсальный дизайн также применяется при разработке технологий, инструкций, услуг и других продуктов и сред[1].

Наиболее типичный пример универсального дизайна — заниженные бордюры или тротуарные пандусы, необходимые для людей в инвалидных колясках, но также используемые всеми пешеходами. Ещё один пример — контрастная по цвету посуда с крутыми бортами, которая помогает тем, у кого есть проблемы со зрением или ловкостью. Есть также шкафы с выдвижными полками, кухонные стойки на нескольких высотах для облегчения исполнения различных задач в разных позах, а также, среди многих систем общественного транспорта, низкопольные автобусы, которые «встают на колени» (опускают кабину на уровень земли, чтобы устранить зазор между салоном и тротуаром) и/или оснащены пандусами, а не бортовыми лифтами[2][3].

Каждый приведенный выше принцип кратко определен и содержит несколько кратких рекомендаций, которые могут быть применены к процессам проектирования в любой области: физической или цифровой.