Универсальный формат кадра


Универса́льный форма́т ка́дра, УФК — производственная кинематографическая система на 35-мм киноплёнке, разработанная в СССР в 1967 году для съёмки кинофильмов[* 1]. Особенность формата заключается в том, что изображение занимает всю ширину киноплёнки между перфорациями. При этом исходный кадр негатива никогда не используется полностью, а является основой при печати фильмокопий в других общепринятых прокатных форматах. УФК близок к зарубежной системе «Супер-35», но имеет несколько принципиальных отличий, накладывающих особенности на технологию съёмки.

Универсальный формат кадра позволял получать негатив, пригодный для печати прокатных фильмокопий как в классическом, так и в различных широкоэкранных форматах, а также для демонстрации по телевидению с наименьшими потерями изображения[2]. Съёмка могла производиться аппаратурой, предназначенной для обычного формата, сферической (аксиально-симметричной) оптикой со стандартной частотой 24 кадра в секунду[3]. В кинокамере производилась замена кадровой рамки, и при наличии технической возможности оптическая ось объектива смещалась к середине киноплёнки. Принципиальным отличием от других форматов является отсутствие пространства, зарезервированного под оптическую совмещённую фонограмму, и использование всей ширины киноплёнки между перфорациями. Это позволяет повысить информационную ёмкость негатива и получить соотношение сторон кадра 1,56:1, более близкое к основным широкоэкранным форматам. Размер экспонируемого кадра составлял 16×25 мм, позволяя как контактную печать в классическом формате с потерей части изображения слева, так и оптическую печать широкоэкранных и широкоформатных фильмокопий[4].

Также возможна оптическая печать с масштабом 1:1 в обычном формате и с уменьшением на узких киноплёнках 16-мм и 8-мм. При широкоэкранной печати происходит незначительная потеря симметричных частей изображения сверху и снизу. По телевидению стандартной чёткости с соотношением сторон 4:3 фильм демонстрировался во весь экран с потерей боковой части изображения слева. Наиболее близкое соотношение сторон кадра 1,66:1 обеспечивается в кашетированном формате, но печать таких фильмокопий, требующая оптического уменьшения, стандартом не предусматривалась. Необходимость учитывать возможность печати в различных форматах усложняла работу кинооператора, вынужденного снимать со скрытым кашетированием по разметке видоискателя, но позволяла использовать полученный негатив для печати любых фильмокопий[5][6].