Сембен, Усман


Усман Сембен (волоф Ousmane Sembène, фр. Ousmane Sembène; 1 января 1923, Зигиншор — 9 июня 2007, Дакар) — сенегальский кинорежиссёр, сценарист, актёр, писатель и общественный деятель-коммунист. Писал на французском языке и языке волоф. Считается одним из важнейших африканских писателей и «отцом африканского кинематографа»[1].

Родился 1 января 1923 года в Зигиншоре на юге Сенегала в семье рыбака. Из-за бедственного материального положения с пятнадцати лет начал трудовую деятельность.

Прежде чем стать писателем, сменил множество профессий: рыбак на реке Казаманс, каменщик в Дакаре и т. д. Во время Второй мировой войны был мобилизован во французскую армию и воевал в течение четырёх лет. После войны некоторое время работал докером в Марселе, активно занимался профсоюзной деятельностью. Во Франции начал заниматься литературной деятельностью. С 1956 года регулярно печатался: «Чёрный докер», «О родина, прекрасный мой народ», «Тростинки господа Бога», повесть «Почтовый перевод», стихи, пьесы, рассказы.

В 1960 году вернулся в Сенегал. Здесь он увидел, что его литературное творчество доступно лишь образованной элите и решил заняться кинематографом как самым доступным для широких масс видом искусства. Получив приглашение на стажировку в СССР, в 1962 году приехал в Москву. Работал практикантом на студии им. М. Горького, учился режиссуре под руководством М. Донского и С. Герасимова. В 1963 году его художественный короткометражный фильм «Borom sarret» («Человек с тележкой»), экранизация собственной новеллы, получил приз на международном кинофестивале в Туре.

Свой первый полнометражный художественный фильм «La noire de…» (Чернокожая из…) снял в 1966 году. Эта работа, традиционно считающаяся первым знаковым африканским фильмом, получила премию Жана Виго в Париже, приз критики в Каннах, «Серебряную антилопу» на Всемирном фестивале негритянского искусства в Дакаре.

Сейпати Булане Хопа, генеральный секретарь Панафриканской федерации кинематографистов (FEPACI), писал, что У. Сембен был: «светило, которое зажгло факел для простых людей, чтобы они шли по пути света <…> голос, который говорил без колебаний, человек с безупречным талант, который непоколебимо держался своих художественных принципов и делал это с большой честностью и достоинством».