Успенский, Пётр Демьянович


Пётр Демья́нович Успе́нский (5 марта 1878 Москва, Российская империя – 2 октября 1947 Суррей, Англия) — русский писатель, эзотерик-исследователь, путешественник, известный в дореволюционной России и Англии журналист и автор оккультно-публицистических работ (синтез науки и эзотерики), математик по образованию. Проявлял интерес к Метафизическим идеям Четвёртого измерения, применяя научно-аналитический подход к изучению идей современного ему тогда Нео-мистицизма.

Родился в семье разночинцев. После окончания общей гимназии получил математическое образование. В 1907 году, работая журналистом в московской газете «Утро», увлекся теософией. С этого времени сотрудничал с различными изданиями, выступал с публичными лекциями в Москве и Петербурге. В 1908 году будучи редактором московской «Новой газеты» предпринял журналистскую поездку на Восток в поисках мистических откровений. Посетив в Индии йогов, пришёл к выводу, что оккультная мудрость заключается в активной деятельности, а не в созерцании. С 1914 по 1915 год был автором и издателем ежедневной московской газеты «Новь».

К тридцати пяти годам он был уже профессионально сформированным искателем новых идей Мистицизма того времени, имевшим и свои позиции и публикации в газетах, журналах и книгах.

В России начала XX века безраздельно властвовало не только самодержавие, но и церковная цензура, распространявшаяся на все сферы жизнедеятельности россиян того времени[4], из-за чего изучать что-то новое, особенно в области мистики, традиционно относимой к сфере церкви, было проблематично. Несмотря на то, что первые стихийные кружки нео-мистицизма (теософии) стали появляться в Российской Империи с 1901 года, их деятельность и литература всё ещё негласно оставались под запретом. Хотя к изучению нео-мистицизма проявляли интерес не только интеллигентская публика того времени, но и целый ряд церковных иерархов. К примеру, стихийное Смоленское Теософское Общество носило ярко выраженный православный патриотический характер.

В 1907 году были проведены 3 съезда теософов: в Москве, Киеве и Санкт-Петербурге, где было принято решение о необходимости легализации Русского Теософского Общества. В целях борьбы с «духовными конкурентами», 25 апреля 1908 года своим декретом святейший Синод запретил православным иерархам участвовать в деятельности или поддерживать подобные общества, заклеймив их «зловредным оккультизмом», несовместимым с православным христианством. Однако светские власти проявили куда большую либеральность.