Усуль аль-фикх


Усу́ль аль-фикх (араб. أصول الفقه‎ — «основы фикха») — дисциплина исламского права (фикх), систематизирующая источники, основы теории и методологии юриспруденции, является совокупностью четырёх «основ»: Корана, сунны, иджмы и кияса[1]. В шариатской терминологии термин «усуль аль-фикх» означает «наука, которая изучает общие доводы фикха, методы их использования и положения получающего пользу (из них)»[2].

Классическими источниками права в усуль аль-фикхе являются Коран и сунна (предания о словах и действиях Мухаммеда). Третьим по значимости источником является иджма — единодушное мнение авторитетных имамов-муджтахидов по вопросам, которые прямо не урегулированы ни в Коране, ни в сунне. Четвёртым по счёту источником является кияс — суждение по методу аналогии[1].

Если в интерпретации первых двух источников мусульманские правоведы-факихи придерживаются в основном одинакового мнения, то в отношении двух последних есть некоторые разногласия. Так, маликиты под иджмой подразумевают единодушное мнение только жителей города Медины, а захириты и некоторые ханбалиты в качестве иджмы рассматривают только единогласное мнение сподвижников Мухаммеда[1].

Шииты-джафариты помимо Корана и сунны также обращаются к мнениям двенадцати шиитских имамов в качестве источника права и отрицают кияс в качестве источника фикха. Ханафиты в качестве рационального метода широко используют истихсан, а маликиты — истислах[1].

Поскольку первое поколение исламских правоведов не нуждалось систематизации выводов фикха, усуль аль-фикх как особая дисциплина сложились не сразу. Считается, что Мухаммад сообщал своим сподвижникам о правилах и те в поисках таких правил обращались прежде всего к Корану и сунне. Если в этих главных источниках они не находили предписаний, то глубокое знание смысла ислама и образа мыслей пророка Мухаммеда позволяло им вводить новые практические нормы[3].

Так как новые поколения исламских правоведов не могли быть непосредственными свидетелями решений правовых вопросов пророком Мухаммедом и не обладали столь глубокими знаниями основ ислама как предшествующие поколения мусульман, возникла острая потребность в разработке строгих правил формулирования правовых норм на основе Корана и сунны. Расширение границ Арабского халифата поставили мусульманских правоведов перед необходимостью решать такие проблемы, которые были неизвестны первому поколению мусульман[3]. В решении аналогичных вопросов появлялись существенные расхождения, которые могли привести к отклонению от истинных целей шариата. Все это и дало толчок к становлению концепции усуль аль-фикха не ранее второй половины VIII века[4].