Джафаритский мазхаб


Джафари́тский мазха́б — школа исламского права (фикха), которой следуют шииты-двунадесятники и исмаилиты (включая низаритов)[1]. Основатель джафаритского толка — имам Джафар ибн Мухаммад ас-Садик, почитаемый шиитами как шестой имам. В Иране джафаритский мазхаб закреплён в конституции[2].

Отличается от преобладающих мазхабов суннитской юриспруденции тем, что опирается на иджтихад, а также на вопросы наследования, религиозных налогов, торговли, личного статуса и разрешения временного брака (мут’а). С 1959 года Университет аль-Азхар присвоил джафаритской юриспруденции статус «пятой школы» наряду с четырьмя суннитскими школами. Кроме того, это один из восьми признанных мазхабов, перечисленных в Амманском декларации иорданского монарха 2004 года, и с тех пор одобренный Садыком аль-Махди, бывшим премьер-министром Судана.

Приверженцы усулитского направления признают четыре источника права — Коран, сунна, иджма (согласованное мнение джафаритских правоведов) и акль (разум). Что касается ахбаритов, то они отвергают возможность использования рациональных методик для формулирования правовых норм, признавая их источником лишь Коран и Сунну. Сторонники ахбаритского движения — набравшему силу в XVII—XVIII веках, однако исторически проигравшего усулитам — считают достоверными все хадисы, содержащиеся в четырёх шиитских сборниках преданий, и не считают необходимой их выбраковку в связи с сомнительной достоверностью или проверку на аутентичность.

В своей книге «Краткая история илм аль-усуль» усулитский учёный XX века Мухаммад Бакир ас-Садр пишет, что предвзятое отношение основателя ахбаризма Мухаммада Амина Истирабади и его последователей к рациональным методикам, используемым усулитами, связано с недопониманием усулитской методологии и концепции так называемых общих элементов, то есть основополагающих принципов, на которые опираются усулитские правоведы при выводе законов шариата из их источников (подробнее см. в разделе «акль»).

Что касается правомерности использования усулитских методов, то она была обозначена в процессе полемики с ахбаритами ещё учёным XII века хиджры/XVIII века н. э. муджаддидом Мухаммадом Бакиром Бахбахани: