Усулиты


Усули́ты (араб. الاصولية‎, аль-‘усулиййун) — последователи усулийи — направления в шиитском фикхе, признающего правомерность иджтихада, понимаемого как процесс дедуктивного вывода исламских законов из Корана и сунны.

Подавляющая часть современных шиитов-двунадесятников являются приверженцами усулийи. В рамках этого направления сформировался институт таклида — следования фетвам компетентного муджтахида в вопросах фикха. Наиболее авторитетными усулитскими муджтахидами в сегодняшнем мире являются верховный лидер Ирана — Рахбар Али Хаменеи, Али Систани, Макарем Ширази, в недалёком прошлом — лидер Исламской революции в Иране аятолла Рухолла Хомейни, а также покойные Мухаммад Фазиль Ланкарани (Иран), Абу-ль-касим аль-Хои (Ирак), Мухаммад Хусейн Фадлалла (Ливан).

Оппонентами усулитов являются ахбариты — резкие противники иджтихада и практики проверки хадисов на достоверность. Поскольку они отвергают иджтихад в любом его виде, у них нет муджтахидов. Сегодня ахбаритские общины существуют в основном в Пакистане, Индии, Ираке, арабских странах Персидского залива.

Основоположником усулитской школы можно считать Алламе Хилли, который впервые употребил чисто суннитское до тех пор понятие иджтихад в приемлемом для шиитов смысле. Так, если раньше суннитские факихи понимали иджтихад как опору на собственное мнение в вынесении правового решения, то аль-Хилли интерпретировал иджтихад как процесс дедуктивного вывода шариатских норм из их первоисточников — Корана и сунны. Первый подход был неприемлем для шиитских богословов, поскольку имамы Ахль аль-Бейт настаивали на полноте сакральных источников ислама — то есть они учили, что в них содержится ответ на любой правовой вопрос, будь то в явной или имплицитной форме. Суннитские законоведы придерживались иного мнения, и считали, что в вопросах, где Коран и Сунна не дают явного ответа, факих может полагаться на свои догадки и пристрастия.

Однако Алламе Хилли изменил трактовку термина «иджтихад», понимая его как использование рациональных методик при извлечении норм закона из Корана и сунны.

В соответствии с новым пониманием иджтихада, законоведу не разрешается обосновывать выведенные им законы шариата иджтихадом, в то время как, согласно второму значению, иджтихад – не источник законов, а процесс выведения законов из их источников. Так, если законовед говорит: «Это мой иджтихад», это означает, что он вывел шариатскую норму посредством дедукции из источников права с помощью имеющих силу доводов.[1]