Ахбариты


Ахбариты (араб. اخباري‎, аль-ахбариййун) — направление в шиизме двенадцати имамов, возникшее в 17 веке н. э. (11 веке хиджры). Ахбариты выступали против использования иджтихада шиитскими муджтахидами, ссылаясь на ряд хадисов в шиитских сборниках. Они также отвергали роль разума в религиозных дисциплинах.

Рассматривая иджтихад (в любом его виде) как абсолютно недозволенную практику, ахбариты запрещают делать таклид кому бы то ни было, кроме Непорочных. Тем самым, они отвергают авторитет муджтахидов и марджи ат-таклид, последователями которых являются миллионы шиитов во всем мире. Точно так же, ахбариты убеждены в невозможности учреждения исламского правления до прихода имама аль-Махди, и рассматривают любую иную власть как не легитимную. Вместе с тем, они сторонятся политики, делая ставку на пассивное ожидание Сокрытого имама.

Оппоненты ахбаритов известны как усулиты, то есть сторонники дисциплины илм аль-усул — науки о рациональных основаниях исламской юриспруденции.

Основателем ахбаритского движения стал Мухаммад Амин Астарабади, учёный-мухаддис, написавший программный труд «Фаваид аль-Маданиййа». В этой книге он подверг критике рационалистические тенденции в шиитском богословии и праве (фикхе), критикуя многих учёных усулитского направления, начиная с шейха ат-Туси, а также взгляды множества философов и мутакаллимов. Так, помимо ат-Туси, под огонь критики Астарабади попали многие другие из ранних шиитских богословов и факихов, которые внесли вклад в формирование усулитской школы: Ибн Аби Акил, Ибн Джунайд, шейх Муфид, сейид аль-Муртаза.

Астарабади считал, что лишь Сунна (в её расширенном шиитском понимании) может служить аутентичным источником фикха для шиитов. Он полагал, что никто не вправе напрямую обращаться к Корану и толковать его, потому что это исключительная прерогатива Непорочных — пророка Мухаммада и двенадцати имамов. Поэтому шиитские факихи должны апеллировать к их хадисам. Что касается Корана, то источником правовых норм могут служить лишь те его части, к которым в хадисах сохранился тафсир. Более того, Астарабади поднимал вопрос и об искаженности существующей версии Корана, в то время как усулитские шиитские богословы не принимают тезиса о наличии искажений в кораническом тексте.

Основатель ахбаризма также отрицал легитимность такого источника, как иджма, считая, что усулиты заимствовали её у суннитов. Он также не признавал авторитета разума в религии и фикхе.