Уткин, Николай Иванович


Никола́й Ива́нович У́ткин (1780, Тверь — 1863, Санкт-Петербург) — русский рисовальщик и гравёр, один из крупнейших мастеров позднеклассицистической гравюры резцом и репродукционной гравюры первой половины XIX века[2]; академик (с 1814) и заслуженный профессор (с 1839) Императорской Академии художеств, хранитель отдела эстампов императорской коллекции в Эрмитаже (18171860) и смотритель музея Академии художеств (18411854).

Матерью Николая была дворовая девушка, отцом — Михаил Никитич Муравьёв[3]. Но замуж его мать была выдана за камердинера И. С. Уткина. Вскоре после рождения будущего художника семья переехала в Санкт-Петербург. В 1785 году пятилетний крепостной мальчик получил вольную и был определён в воспитательное отделение при Императорской академии художеств.

Пройдя здесь предварительную школу рисунка, четырнадцатилетний Уткин, как выказавший большую способность к нему, был переведён в гравировальный класс академии под руководство сперва А. Я. Радига, потом С. Ф. Иванова и, с 1796 года, вызванного из Германии И. С. Клаубера.

Уткин быстро усваивал технику гравировального резца, не переставая вместе с тем совершенствоваться в рисовании.

В 1798 и 1799 годах он получил малую и большую серебряные медали за рисунки с натуры и при окончании академического курса в 1800 году за гравирование 18 изображений античных статуй, гравированных в одних контурах, был удостоен «аттестата со шпагой» и малой золотой медали. Это давало право остаться при академии в качестве пенсионера ещё на три года для выполнения программы на большую золотую медаль.

Оставленный при академии, Уткин создал гравированный портрет Н. А. Муравьёва (1801), приходящегося ему дедом. Виньетка, нарисованная Репниным-Фоминым и выгравированная Уткиным, была приложена к альманаху Вольного Общества любителей словесности, наук и художеств «Свиток Муз», часть І, СПб. 1802 год[4][5]. К этому периоду относятся ещё два рисунка: портрет отца художника М. Н. Муравьёва (1803), выполненный с оригинала Ж.-Л. Монье и предназначенный для гравирования, и портрет Александра I (около 1801) по оригиналу П. Э. Рокштуля.