Утро в сосновом лесу


«Утро в сосновом лесу»[1][2] — картина русских живописцев Ивана Шишкина и Константина Савицкого, написанная в 1889 году; одно из наиболее популярных полотен Шишкина[3], хрестоматийный шедевр реалистической школы второй половины XIX века, один из самых известных пейзажей в истории русского искусства. Является частью собраний Третьяковской галереи в Москве (инв. 841), выставляется в 25-м зале в историческом здании галереи на Лаврушинском переулке, 10. Техника исполнения произведения — масляная живопись на холсте, размер полотна — 139 × 219 см.

По устоявшейся версии, замысел композиции был предложен Шишкину Савицким, который в итоге стал соавтором полотна и по ранее нарисованным Шишкиным эскизам он написал медведей, таким образом введя в пейзажное полотно, — по популярной версии, запечатлевшее вид соснового леса на острове Городомля в Тверской губернии, — элемент анималистической сюжетности, способствовавший дальнейшей популярности картины. Вскоре после создания картина была приобретена у авторов купцом Павлом Михайловичем Третьяковым за четыре тысячи рублей, из которых четвертая доля досталась Савицкому; вслед за тем коллекционер распорядился замазать подпись Савицкого на полотне (по другой версии, это было сделано самим Савицким), из-за чего в последующей библиографии картина связывается единолично с Шишкиным[1].

Предположительно, замысел картины был подсказан Шишкину Савицким, который позже выступил в роли соавтора и изобразил фигуры медвежат (по эскизам Шишкина). Эти медведи с некоторыми различиями в позах и количестве (сначала их было двое) фигурируют в подготовительных рисунках и эскизах (например, в Государственном Русском музее хранятся семь вариантов карандашных набросков Шишкина)[4]. Животные получились у Савицкого столь удачно, что он даже расписался на картине вместе с Шишкиным. Сам Савицкий сообщил родным: «Картина продана за 4 тысячи, и я участник в 4-ю долю»[1].

Приобретя картину, Третьяков снял подпись Савицкого, оставив авторство за Шишкиным. По словам коллекционера, в картине всё, «начиная от замысла и кончая исполнением, всё говорит о манере живописи, о творческом методе, свойственных именно Шишкину»[5].

В описи галереи изначально (при жизни художников Шишкина и Савицкого) картина значилась под названием «Медвежье семейство в лесу» (и без указания фамилии Савицкого)[6].