У Чжихуэй


У Чжихуэ́й (кит. трад. 吳稚暉, упр. 吴稚晖, пиньинь Wú Zhìhuī, 25 марта 1865 — 30 октября 1953), также известный как У Цзинхен[2], китайский лингвист и философ, который в 1912—1913 годы являлся председателем Комиссии по унификации произношения, создавшей фонетическую систему Чжуинь фухао (на основе на стенографической системы Чжан Бинлиня) и стандартизированное произношение Гоюй.

У стал анархистом во время своего пребывания во Франции в 1900-е годы, наряду с Ли Шицзэном, Чжаном Жэньцзе, и Цай Юаньпэем. В этой компании он был известен как один из сильнейших антикоммунистов в Национальной партии в 1920-е годы[3].

У родился в бедной семье, в уезде Уцзинь Чанчжоуской управы провинции Цзянсу, получив при рождении имя У Тяо (кит. 吳朓, Wú Tiǎo). У успешно сдал сложные государственные экзамены Кэцзюй в 1891 году.

Он работал в подготовительной школе в Наньяне. В 1903 году в газете Субао, У критиковал правительство Цин и высмеивал правящую императрицу Цыси, назвав ее «проституткой» (кит. 娼妓淫婦).

После этого инцидента, У бежал через Гонконг в Лондон. Его официальный статус позволил ему путешествовать и жить в Шотландии и Франции. Он посещал лекции в Эдинбургском университете. В 1903 году он отправился в Париж, где он вновь встретился с Ли Шицзэном, сыном высокого чиновника, с которым он встречался в Пекине, и с Чжаном Жэньцзе, сыном преуспевающего торговца. Хотя У и был старше своих приятелей более чем на десять лет, три молодых ученых, несмотря на то, что хорошо разбирались в Конфуцианской философии, которая господствовала в Китае, были поражены доктриной анархизма, который процветал во Франции. Вместе с Ли и Чжаном, У сформировал Шицзе Шэ (мировое общество), которое стало центром анархистской мысли и призывом в течение нескольких десятилетий[4].

Вместе они в 1905 году присоединились к революционной организации Тунмэнхой, предшествующей Китайской Национальной партии. Годом позже У объявил себя анархистом. Позже он основал влиятельные революционные организации, такую как Общество для продвижения морали и занимался такими радикальными журналами, как «Новая эра» и «Труд», первый в Китае синдикалистский журнал. Он занимался развитием науки, рационализма, языковой реформы и вопросом отмены брака. Его идеи были революционными, но он оценил, что потребуется 3 000 лет, чтобы достичь утопического общества в своем видении. У сыграл важную роль в массовом демократическом движении «Работа и учеба», шедшему во Франции. Среди его учеников была большая группа анархистов и будущих коммунистов.[4]