Фаланф


Фаланф (Фалант) — в греческой традиции полулегендарный предводитель парфениев и основатель Тарента (на дорическом диалекте Тарант). Многие обстоятельства его деятельности были и остаются предметом спора как древних, так и современных учёных (поставивших под сомнение его историчность).

Основные источники — это Страбон[1], излагающий версии Антиоха Сиракузского[2] и Эфора[3], Диодор Сицилийский[4] и Юстин. Все рассказы объединяет то, что парфении — неполноправные жители Спарты, недовольные своим положением.

Аристотель в «Политике» ограничивается кратким сообщением, что «так называемые» парфении происходили от «равных», были изобличены в заговоре и отправлены в Тарант основывать колонию[5]. По Антиоху, парфении — это дети, родившиеся во время Первой Мессенской войны, а их отцы не участвовали в походе и поэтому были превращены в илотов[6]. По Эфору и Юстину, они родились от связей спартанских замужних женщин с молодыми людьми, которые на время отлучались из лагеря, что было предпринято по общему решению лакедемонян[7]. Феопомп, цитируемый Афинеем, считал их сыновьями илотов и вдов погибших спартанских граждан и называл «эпевнактами» («сопостельниками»)[8]. Выражение «эпевнакты» употребляет и Диодор. Юстин не упоминает заговор.

Фаланфа называют спартанцем или лаконцем[9] либо амиклейцем[10]. В поэме Дионисия Периэгета говорится, что Тарант укрепила «могучая воинская сила амиклейцев»[11].

Согласно Помпею Трогу, его отцом был спартанец Арат, который некогда дал спартанцам совет, приведший к появлению на свет парфениев[12]. По Сервию, он был потомком Геракла в восьмом поколении[13]. Акрон называет его сыном Посейдона, как Таранта[14]. В любом случае ясна связь заговора с Амиклами[15].

По Антиоху, парфении, лишенные гражданских прав, устроили заговор и решили напасть на граждан во время празднования Гиакинфий в святилище Аполлона в Амиклах. Их предводитель Фаланф должен был надеть кожаную шапку (или шлем) на голову и тем самым подать знак. Однако Фаланф и некоторые сообщники выдали план (согласно же Эфору, в заговоре участвовали парфении и илоты, а выдали план некоторые илоты; Гиакинфии же Эфор не упоминает; по Диодору, план выдал неизвестный человек).