Фаминцын, Александр Сергеевич


Фаминцын Александр Сергеевич (24 октября [5 ноября1841, Калуга — 24 июня [6 июля1896, Лигово) — русский музыковед, композитор, профессор Санкт-Петербургской консерватории. Один из первых (наряду с друзьями-единомышленниками А. Н. Серовым, Н. В. Лысенко) исследователей русского и славянского фольклора, быта, истории музыкальных инструментов. Среди его важнейших научных трудов — «Божества древних славян» (1884), «Древняя индокитайская гамма» (1889), «Скоморохи на Руси» (1889), «Гусли, русский народный музыкальный инструмент» (1890) и других.

Происходил из старинного дворянского рода Фаминцыных. Его старший брат — ботаник Андрей Сергеевич Фаминцын (1835—1918).

Получил хорошее домашнее воспитание. Поступил в гимназию, уже зная французский и немецкий языки. В 1847 году семья переехала в Санкт-Петербург. По окончании 3-й Петербургской гимназии поступил на естественное отделение физико-математического факультета Петербургского университета. Во время обучения в университете, занимался музыкой у М. Л. Сантиса и Ж. Фохта.

По окончании университета, решил посвятить себя музыке. Учился в консерватории в Лейпциге с 1862 по 1864 гг. Его учителями были М. Гауптман и Э. Ф. Рихтер (теория музыки), К. Ридель и И. Мошелес (фортепиано). Затем ещё год он изучал композицию и инструментализм под руководством М. Зейфрица в Лемберге (Львове).

По возвращении в Россию в 1865 году, Александр Сергеевич Фаминцын стал профессором музыки и эстетики в Санкт-Петербургской консерватории. Специализируется на изучении русского песенного фольклора, русской и славянской культуры. Его университетские лекции являются первым обширным и самостоятельным трудом в области истории музыки на русском языке. После конфликта с директором консерватории А. Г. Рубинштейном в 1872 году, покинул консерваторию. Будучи уже известным в музыкальных кругах Санкт-Петербурга, вёл самостоятельную исследовательскую и преподавательскую деятельность, публикует научные труды, пишет критические статьи для журналов.

Позже Фаминцын состоял секретарём Главной дирекции Императорского русского музыкального общества. Пробовал себя, не слишком удачно, в качестве композитора. Написал оперы «Сарданапал» и «Уриэль Акоста», симфоническую картину «Шествие Дионисия», «Русскую рапсодию» для скрипки с оркестром, три струнных квартета и целый ряд произведений для фортепиано. Писал критические статьи для таких изданий, как «Голос», «Пчела», «Музыкальный листок», «Слово», «Санкт-Петерсбургер Цайтунг  (нем.)».