Фаэтон (кузов)


Фаэтон (от имени мифологического персонажа Фаэтона) — тип легкового автомобиля, имеющего кузов с откидным верхом[1].

Значение термина со временем эволюционировало, к тому же следует иметь в виду весьма существенные различия между национальными терминологиями и наличие так называемых фирменных обозначений, зачастую конфликтовавших с общепринятыми.

Фаэтоном изначально называлась лёгкая конная повозка с откидным верхом[2], позднее так могли называть первые автомобили, копирующие внешне конные экипажи-фаэтоны. Значение термина со временем эволюционировало, к тому же следует иметь в виду весьма существенные различия между национальными терминологиями (например, ландо) и наличие так называемых фирменных обозначений, зачастую конфликтовавших с общепринятыми.

Позднее фаэтоном стали называть открытый четырёхдверный кузов без боковых подъёмных стёкол, которые заменяли пристёгивающиеся к боковине на защёлках брезентовые шторки со встроенными в них целлулоидными окнами — в противоположность четырёхдверному кабриолету (Convertible Sedan), подъёмные боковые стёкла имевшему. Ещё позднее сюда же могли относить и автомобили со съёмными, а не подъёмными, боковыми стёклами.

До массового распространения закрытых автомобилей это был один из наиболее часто встречающихся типов кузова. Именно таким был кузов первого советского крупносерийного легкового автомобиля — ГАЗ-А.

Следует отметить, что термин в этом значении не был общеупотребителен, что, в принципе, касается практически всех обозначений типов кузовов в первые десятилетия существования автомобиля. Например, весьма похожий кузов мог обозначаться как «туринг» (Touring) — изначально это название подразумевало «туристический» автомобиль для длительных поездок, более массивный и прочный, в то время, как такой же по конфигурации кузова, но более лёгкий и спортивный называли «фаэтон». Впоследствии, по мере сглаживания различий между различными типами четырёхдверных открытых автомобилей, второй термин поглотил первый. Также существовал термин «торпедо» — он означал кузов типа «туринг», у которого капот и поясная линия находились на одном уровне по высоте; к тридцатым годам такой дизайн стал скорее правилом, чем исключением, и это обозначение также вышло из употребления.