Фаэтон (повозка)


Фаэто́н — лёгкая четырёхколёсная конная повозка на рессорах с откидным верхом, запрягаемая одной, парой или четвёркой лошадей.[1][2] Фаэтон был популярен в конце XVIII века и в XIX веке. Фаэтон обычно имел подрессоренный лёгкий открытый кузов на четырёх колёсах большого диаметра. Из-за высокого и открытого размещения пассажиров, повозка была одновременно быстрой и опасной, что и послужило причиной для названия, взятого из мифа о Фаэтоне, сыне Гелиоса, который чуть не сжёг Землю, пытаясь править солнечной колесницей.

С появлением автомобилей название распространилось для обозначения автомобилей с откидным верхом и на одноимённый автомобильный тип кузова.

У фаэтона не было дверей, над задними колёсами размещались одно или два сиденья, пассажиров защищал от дождя и солнца откидной складывающийся верх. Экипаж управлялся одним из пассажиров и не предусматривал наличия кучера и места для него[3]. В передней части экипажа располагался щиток, который защищал пассажиров от грязи, летевшей из-под копыт лошадей. Из-за высокого расположения пассажиров, с одной или двух сторон располагалась лесенка, облегчающая посадку и высадку.

Самым быстрым был английский фаэтон «High-flyer»[~ 1], кузов которого состоял из лёгкого сиденья на два человека, опирающегося на два комплекта рессор[3]. В 1780-х годах недалеко от курорта Бат именно из такого фаэтона был выброшен и погиб поэт Томас Уорвик[англ.][4].

Более простыми и рациональными по конструкции были почтовый фаэтон и фаэтон «Spider»[~ 2]. Почтовый фаэтон, использовавшийся в основном для перевозки пассажиров с багажом, а также в качестве дорожной и почтовой кареты, получил такое название потому, что в его конструкции использовались рессоры, изначально предназначенные для почтовых карет[5]. Фаэтон-паук, американского происхождения, представлял собой лёгкую повозку для джентльменов, где сзади было установлено дополнительное место для лакея или крепления багажа. Фаэтоны «Stanhope» и «Tilbury» были статусными экипажами и использовались на конных выставках[3].

Размер фаэтонов зависел от количества и размера лошадей, — в самые маленькие фаэтоны запрягались пони[6].