Федон из Элиды


Федон из Элиды (др.-греч. Φαίδων; около 417 года до н. э., Элида — IV век до н. э.) — древнегреческий философ, самый младший из учеников Сократа и основатель элидо-эретрийской философской школы.

Согласно античной традиции, родился в знатной элидской семье. После завоевания его родного города спартанцами ребёнком был продан в рабство. В Афинах юного раба заметил Сократ. По просьбе знаменитого философа Федона выкупили, и он стал одним из учеников Сократа. Находился рядом со своим учителем до самой его смерти. Платон озаглавил именем Федона диалог с описанием последних часов жизни Сократа. После смерти учителя Федон вернулся на родину в Элиду, где основал элидо-эретрийскую философскую школу.

Современники практически ничего не знают об основах философского учения Федона и его школы. Написанные им трактаты утеряны.

Федон родился около 417 года до н. э. в знатной элидской семье. Когда ему было около 17 лет, его родной город захватили спартанцы. Федон попал в плен, а затем был продан в рабство владельцу афинского публичного дома. Юношу заметил Сократ, когда тот слушал его разговоры с учениками. Философ попросил, по разным версиям, Алкивиада[к 1], Критона или Кебета[2][3], выкупить Федона. После освобождения из рабства он вошёл в круг учеников Сократа[4][5][6][7][8].

Биография Федона в античных источниках стала предметом дискуссии среди современных историков. Автор научных работ по философии Платона, профессор Сорбонны Моника Диксо[фр.] утверждала, что жизнеописание Федона слишком невероятно, чтобы быть правдой[9]. Немецкий учёный XIX века Людвиг Преллер считал, что если утверждения античных источников о пленении и продаже Федона в рабство истинны, то событие гипотетически могло произойти либо в 431 году до н. э., либо в 402/401—400 годах до н. э.[10], когда спартанцы совершали военные походы в Элиду. Исследователь утверждал, что на момент смерти Сократа Федону ещё не исполнилось 18 лет. Такой вывод он сделал на основании строк из диалога Платона «Федон»: «И вот, проведя рукой по моей голове и пригладив волосы на шее — он часто играл моими волосами»[11]. Такая причёска была характерна для не достигших совершеннолетия юношей. В 18 лет при вступлении в статус полноправного гражданина эфеба волосы остригали. В таком случае речь не может идти о пленении Федона в 431 году до н. э. В реконструкции Л. Преллера Федон попал в рабство в 401—400 годах до н. э. Такая хронология объясняет, почему имя Федона отсутствует в сократических сочинениях Ксенофонта. Этот писатель покинул Афины в 401 году до н. э. и, соответственно, не был знаком с Федоном. Реконструкция Преллера имеет ряд слабых моментов. Длинные волосы не могут однозначно свидетельствовать о возрасте Федона, который в силу происхождения не мог стать полноправным гражданином Афин[10][12].