Новиков, Феликс Аронович


Фе́ликс Аро́нович Но́виков (3 августа 1927, Баку, Азербайджанская ССР, СССР — 18 августа 2022, Рочестер, штат Нью-Йорк, США) — советский и российский архитектор, педагог, теоретик архитектуры. Лауреат Государственной премии РСФСР в области архитектуры (1967) и Государственной премии СССР (1975). Народный архитектор СССР (1991), доктор архитектуры, профессор.

Родился 3 августа 1927 года в Баку[1], в еврейской семье. Отец — Арон Львович Новиков (Фукс, 1898—1986), заместитель заведующего отделом коммунального хозяйства Баксовета и управляющий трестом крупно-блочного строительства в Баку, после переезда в Москву в 1935 году — заместитель начальника 2-й конторы треста Госгражданстрой, репрессирован в 1938 году, осуждён на 5 лет ИТЛ[2][3]; мать — драматург, прозаик, член союза писателей СССР[4][5], после ареста мужа была направлена на принудительное психиатрическое лечение в казанскую больницу тюремного типа; старший брат Антон (Октавий, 1923—1941) был призван в армию в 1941 году и в том же году скончался[6][7].

В 1930 году семья переехала в Тифлис, а в 1935 году в Москву, где он в 1944 году поступил в Московский архитектурный институт и окончил учёбу с отличием в 1950 году. Ученик Л. В. Мелеги, Л. Н. Павлова и И. Н. Соболева.

Первые постройки в Москве: станция метро «Краснопресненская» (1951—1954), 10—14-этажный жилой дом на Госпитальной набережной (1951—1955), 7—10-этажный жилой дом на Семёновской набережной (1950—1956) исполнены в классических традициях. Решительным обращением к современным архитектурным формам стал конкурсный проект Дворца пионеров на Воробьёвых горах в Москве (1958). Открытый в 1962 году и получивший теперь статус памятника архитектуры, он демонстрировал радикальные новации, смену вех советского зодчества.

Архитектурные комплексы Зеленограда: главный научный центр микроэлектроники (1962—1969), 9-этажный жилой дом «Флейта» (1965—1970), Московский институт электронной техники (МИЭТ) (1966—1971), формирующие центральное городское пространство, представляют утвердившееся в советской архитектуре модернистское движение и свидетельствуют о мастерстве автора. Ансамбль МИЭТа, удостоенный 1-й премии Всесоюзного смотра достижений советской архитектуры (1972), при всей своей новизне, живописной группировкой масс, мажорностью белых вставок в красном кирпиче, фигурными часами под сводом входного портала связан с традициями русского зодчества. В комплексе посольства СССР в Мавритании, Нуакшот (1974—1977) должная представительность соединилась с артистичной непосредственностью форм и стилевой общностью с культурой страны пребывания.

Утверждённые, но неосуществлённые проекты главных туристских центров в Самарканде и Бухаре (1980—1983), расположенные в соседстве с уникальными памятниками зодчества Узбекистана, отличаются гармоничным включением в историческую среду, единством масштаба, созвучием традиционных и современных форм и деталей.