Феминистское богословие


Фемини́стское богосло́вие (также фемини́стская теоло́гия и теоло́гия фемини́зма) — возникшее в 1960-е годы в разных религиях направление в богословии, связанное с феминистским движением. Феминистское богословие родственно с теологией освобождения и теорией феминизма.

Предметом феминистского богословия является категория женского в поле религии, религиозных практик и ритуалов. В поле зрения феминистических богословов находится изучение места гендерных отношений в иерархии ценностей различных религий. Богословы данного направления указывают на то, что как в мировых, так и в национальных религиях сохраняется система взглядов, принижающих роль женщины, что заключается, например, в существовании различных табу (например «нечистота» женщины во время менструации), запретов на изучение женщинами священных текстов и преподавание богословия и проведение религиозной службы[1].

Феминистское богословие оперирует несколькими базовыми принципами, которые характерны для большинства его направлений:

Хотя нет определённой общепризнанной даты возникновения феминистского богословия, его происхождение многими связывается со статьёй «Человеческая ситуация: женский взгляд» (англ. The Human Situation: A Feminine View), написанной и опубликованной Валери Сейвинг (Гольдштейн)  (англ.) (Valerie Saiving (Goldstein)) в 1960-х годах[3]. Автор поставила вопрос о том, что почти все работы по теологии были написаны мужчинами и для мужчин, и что это поспособствовало созданию патриархальной общественной системы, подавляющей женщин. Опубликованные Сейвинг идеи оказали влияние на многих других исследователей и во многом способствовали дальнейшему развитию современного религиозного феминизма.

Стэнли Гренц  (англ.) (Stanley Grenz) и Роджер Олсон  (англ.) (Roger Olson) выделяют три стадии развития феминистского богословия:

По словам тех же авторов, все приверженцы феминизма признают этот системный недостаток богословия, но имеют разные мнения о том, насколько далеко от библейских и христианских традиций нужно уйти женщинам, чтобы приблизиться к своему идеалу[4]. Некоторые из них развивают феминистское богословие в других религиях или традициях.