Феноменология духа


«Феноменология духа» (нем. Phänomenologie des Geistes) — первая из крупных работ Гегеля, явившаяся в то же время первым выражением всей его системы абсолютного идеализма.

Закончена в Йене (тогда центре немецкого романтизма) под звуки канонады Йенского сражения[1]. Единственная рукопись сочинения была отправлена в типографию, и какое-то время автор считал её утраченной. Подготовлена к печати в 1805−1806 годах. Увидела свет в 1807 году под названием «Система наук. Первая часть. Феноменология духа». Одним из предварительных заголовков книги был также «Наука об опыте сознания».

Метод, использованный Гегелем в «Феноменологии духа», оказал значительное влияние на современников, включая противников, течения старо- и младогегельянцев, Фейербаха, Маркса, Кьеркегора, Хайдеггера, Сартра и многих других. Маркс в «Экономическо-философских рукописях 1844 года» назвал это произведение «истинным истоком и тайной гегелевской философии».

Со времени Парменида философия претендовала раскрыть то, что существует поистине, непреходяще во времени, то есть фундаментально истинное содержание всех явлений природы и истории. Гегель поддерживает и продолжает такую точку зрения[2].

Начиная с Сократа и Платона философия всегда начиналась с критического исследования уже имеющегося знания. Гегель продолжает и эту точку зрения, согласно которой философия производит работу над уже имеющимся знанием, раскрывая истинное, действительно содержащееся в этом знании[3].

Начиная с Канта философия занимается возможностями, согласно которым становятся возможны знания, получаемые учёными. Философия не ищет способ приобрести истинное знание, которое достигается наукой, а изучает то, как это приобретение стало возможным. Кант прерывает философскую метафизическую традицию, которая стремилась дополнять работу учёного метафизическими предметами[4].