Фессалоникийский эдикт


Фессалоникийский эдикт (также известный как cunctos populos) — государственный акт, адресованный народу города Константинополя[1], который был издан 27 февраля 380 года тремя царствующими римскими императорами. Сделал никейское христианство государственной религией Римской Империи.

На II Вселенском соборе Церкви, состоявшемся в Константинополе в 381−382 года, этот эдикт и пояснения к нему были официально закреплены в качестве основополагающего принципа политики государства по отношению к религии[2].

В 313 году император Константин I вместе со своим восточным коллегой Лицинием издал Миланский эдикт, который даровал религиозную терпимость и свободу ранее преследуемым христианам. К 325 году арианство, христологическая школа, утверждавшая, что Христос не обладает божественной сущностью Отца, а является первозданным творением и существом, подчинённым Богу, широко распространилось и приобрело противоречивый характер, и Константин созвал Первый Никейский собор в попытке положить конец этому спору, установив «вселенское» православие. Собор представил оригинальный текст Никейского символа веры, который отвергал арианское исповедание и утверждал, что Христос является «истинным Богом» и «единосущным Отцу»[3].

Однако внутрихристианская борьба не закончилась с Никеей, и Никейская вероучительная формулировка осталась спорной даже среди противников ариан. Константин, призывая к терпимости, начал думать, что он поддержал не ту сторону, и что никениане — с их рьяной ненавистью к арианам — на самом деле углубляют раздор внутри Церкви. Константин не крестился, пока не почувствовал приближение смерти (337), выбрав епископа, умеренно симпатизирующего Арию, Евсевия Никомидийского, для совершения крещения[3].

Сын и преемник Константина в Восточной империи, Констанций II сочувствовал арианской партии и даже сослал епископов, которые были сторонниками никейского собора. Преемник Констанция Юлиан, позже названный отступником, был единственным императором после обращения Константина, который отверг христианство, пытаясь расколоть Церковь и подорвать её влияние, поощряя возрождение религиозного разнообразия, называя себя «эллином» и поддерживая формы эллинистической религии[en]. Он защищал традиционный религиозный культ Рима, а также иудаизм, и, кроме того, провозгласил терпимость ко всем различным неортодоксальным христианским сектам и раскольническим движениям. Преемник Юлиана Иовиан, христианин, правил всего восемь месяцев и никогда не входил в Константинополь. На востоке его сменил арианин Валент[3].

К 379 году, когда Валента сменил Феодосий I, арианство было широко распространено в восточной половине империи, в то время как Запад оставался непоколебимо никейским. Феодосий, родившийся в Испании, сам был сторонником никейского богословия и очень набожным. В августе его западный коллега Грациан способствовал преследованию еретиков на Западе[3].