Фешина, Ия Николаевна


Ия Николаевна Фе́шина (англ. Eya Nikolaivna Fechin, 14 июня 1914, Казань, Российская империя — 20 сентября 2002, Таос, США[1][2], в замужестве Радьяр (англ. Rudhyar) по первому супругу, Фешина-Брэнем (англ. Fechin Branham, в других транскрипциях Бранхам и Бренхам) — по второму)[2] — дочь российского, советского и американского художника Николая Фешина, балерина и психиатр (арт-терапевт), автор воспоминаний о Николае Фешине, книг и статей о его творчестве, основатель расположенного в Таосе частного музея, посвящённого творчеству Николая Фешина[3]. На протяжении значительной части своей жизни служила моделью для отца. Биограф художника кандидат искусствоведения Галина Тулузакова называет её портреты «безусловными шедеврами». В своей статье она утверждала: «Каждый из многочисленных портретов дочери отражает и безмерность отцовской любви, и блестящее мастерство большого художника. В портретах Ии кисти Николая Фешина идеальное и реальное, желаемое и действительное, жизнь и искусство счастливо соединялись»[4]. По словам поэта и художника, последнего председателя Товарищества передвижников и первого председателя Ассоциации художников революционной России Павла Радимова, «головка Ии в многочисленных набросках и этюдах Фешина блистала всем восторгом отцовской любви»[5].

Фешин создавал живописные портреты, карандашные рисунки, вырезал из дерева изображения дочери с самого её рождения до двадцатилетия. Известны около сорока портретных изображений Ии, созданных отцом. Большинство из них находятся в музейных и частных коллекциях России и США. В российских собраниях к 2011 году было выявлено три живописных этюда и одна миниатюра (ещё одна под вопросом). Местонахождение некоторых полотен Николая Фешина с изображением дочери неизвестно[6].

Ия Фешина родилась в 1914 году в Казани в семье художника Николая Ивановича Фешина, который в то время уже был достаточно хорошо известен, как в России, так и в Европе. Мать — Александра Николаевна Фешина (урождённая Бе́лькович), одна из дочерей первого заведующего Казанской художественной школой, — была на одиннадцать лет моложе мужа[7][8]. Девочку крестили в местной церкви Святой Великомученицы Варвары[9]. Отец, по словам кандидата искусствоведения Галины Тулузаковой, «боготворил» своего единственного ребёнка, а дочь отвечала ему полной взаимностью — её отношение к отцу «было трепетным» (в 1933 году, когда семья распалась, Николай Иванович и Александра Николаевна развелись, Ия осталась с отцом[8]). Фешин постоянно писал этюды и портреты Ии с самого её рождения[10], отмечая взросление дочери. Многие этюды «поражают своей точностью, эмоциональной насыщенностью и блестящей живописной маэстрией»[6].