Церковь Святой Великомученицы Варвары (Казань)


Церковь Святой Великомученицы Варвары (тат. Изге Барбара чиркәве) — православный храм в Вахитовском районе Казани.

Точная дата постройки Варваринской церкви не известна (антиминс датирован 1781 годом). Храм был возведён в конце XVIII века, в то время, когда вся Казань отстраивалась после пугачёвского разорения. По преданию она была перестроена в 1779-80 гг. из загородного дома казанского вице-губернатора Кудрявцева. Во время пугачёвского бунта вице-губернатор, 98-летний старик, пытался укрыться от пугачёвцев в Богородицком монастыре, но был казнён мятежниками прямо на паперти собора.

Возможно, изначально церковь относилась к Арскому кладбищу, а после того как там был построен свой храм во имя Ярославских чудотворцев, Варваринская церковь стала приходской.

В XIX веке Варваринская церковь находилась на окраине города рядом с Сибирским трактом и каменного с колоннами моста Сибирской (называемой также Арской, по направлению к ближайшему крупному городу) заставы, построенного в 1806 году по проекту архитектора Шелковникова. В настоящее время на этом месте соединяются улицы Горького и Маркса, на месте оврага — жилой дом. 12 июня 1774 года, после небольшого боя у моста Арской заставы, в город ворвался Емельян Пугачёв. По этому мосту проезжали мимо храма и бывали в нём А. Н. Радищев (1790), А. И. Герцен (1835), Н. Г. Чернышевский (1864), В. Г. Короленко (1884). На мосту встретились Бирон, возвращавшийся из ссылки по распоряжению Елизаветы Петровны, и Бурхард Миних, содействовавший ссылке Бирона в Сибирь, а теперь сосланный туда же.

Архитектор первоначальной церкви неизвестен, по сохранившемся фотографиям — это был храм в стиле классицизма, с тёплым приделом во имя св. Жён-Мироносиц.

В 1901-07 гг. по проекту казанского епархиального архитектора Фёдора Николаевича Малиновского на средства, собранные прихожанами, был построен новый храм в русском стиле, включавший отдельные фрагменты старого храма XVIII века, в частности нижние ярусы колокольни. Внешний облик храма сходен с церковью Евфимия Великого и Тихона Задонского Седмиезерной пустыни, также построенных архитектором Малиновским. Сочетание разновеликих арок, сводов, оконных проёмов создаёт неповторимый уютный храмовый интерьер с замечательной акустикой, что свойственно всем творениям Малиновского (собор в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте» Иоанно-Предтеченского монастыря в Свияжске 1898—1906, Храм Сошествия Святого Духа на Апостолов (с. Ачи) 1886—1896 гг., Храм святителя Гурия Казанского (с. Ташкирмень) 1895, Храм в честь свв. первоверх. апп. Петра и Павла (с. Бахта) 1912—1917 гг., Собор в честь Живоначальной Троицы в Раифском монастыре 1910 г., соборный храм Троицкого женского монастыря в Лаишево и др.).