Филарете, Антонио


Анто́нио Филаре́те, Антонио ди Пьетро Аверлино да Фиренце, по прозванию Филарете (итал. Antonio di Pietro Averlino da Firenze, o Averulino, detto il Filarete; ок. 1400, Флоренция — 1469, Рим) — итальянский архитектор, скульптор, медальер, теоретик архитектуры эпохи Возрождения периода кватроченто. Он сыграл важную роль в разработке концепций градостроительства эпохи Возрождения и, в частности, «идеального города» Сфорцинда. Прозвание, под которым он в основном известен, выбранное им самим в зрелом возрасте, означает «Тот, кто любит добродетели» (др.-греч. ἀρετή — добродетель, доблесть, достоинство).

Местом рождения Филарете, видимо, следует считать Флоренцию, а учителем — Лоренцо Гиберти, в мастерской которого, изучая технику литья из бронзы, Филарете участвовал в работе над северными вратами флорентийского Баптистерия. Они были завершены в 1424 году (предположительно именно Гиберти дал ему прозвание «Любитель добродетелей»)[4].

Около 1433 года Антонио переехал в Рим, где папа Евгений IV поручил ему создать бронзовые дверные молотки для центральной двери старой (впоследствии разрушенной) базилики Святого Петра. Центральная дверь нового собора Святого Петра, именуемая Филаретовой, сохранилась со времён первой базилики Константина Великого. Деревянные створки, обитые медью с рельефными клеймами, созданы между 1433 и 1445 годами Антонио Филарете. На панелях вверху изображены: слева — Христос на троне, справа — Дева Мария на престоле; на центральных панелях — святые Пётр и Павел. Нижние панели представляют мученическую кончину этих апостолов[5][6].

Также в Риме он изготовил маленькую бронзовую копию античной конной статуи Марка Аврелия, которая сейчас хранится в Скульптурном собрании в Дрездене. Статуя была подарена самим Филарете Пьеро ди Козимо Медичи, отцу Лоренцо Великолепного.

Между 1447 и 1448 годами Антонио Филарете покинул Рим после злоключений по обвинению в краже, путешествовал и работал в разных городах: во Флоренции и Ареццо в 1458 году и в следующем году в Венеции. В 1449 году он, вероятно, был в Бассано-дель-Граппа (область Венето), где муниципалитет поручил ему изготовить драгоценный процессуальный крест. Филарете был искусным ювелиром и медальером. Он также работал над собором в Бергамо.

По приглашению Франческо I Сфорца Филарете перебрался в Милан, где разработал проект Оспедале Маджоре (1457—1465), здания, в облике которого сочетаются черты ломбардской готики и флорентийского ренессанса (считается, что такое сочетание проявилось в большей степени после работы преемника Филарете с 1465 года — Гвинифорте Солари)[7].