Филарет (Вознесенский)


Митрополи́т Филаре́т (в миру Гео́ргий Никола́евич Вознесе́нский; 22 марта (4 апреля) 1903, Курск — 8 (21) ноября 1985, Нью-Йорк) — епископ Русской православной церкви заграницей (РПЦЗ); с 27 мая 1964 года третий первоиерарх Русской православной церкви заграницей, митрополит Нью-Йоркский и Восточноамериканский.

В 1930 году рукоположён в сан диакона, а в 1931 году — в сан священника. Служил в Харбине (1931—1947), Трёхречье (1947—1949), затем снова в Харбине (1949—1962). В 1945—1962 годы являлся клириком Московского Патриархата. В 1962 году уехал из Китая в Австралию, перейдя в РПЦЗ. 26 мая 1963 года был рукоположён в сан епископа Брисбенского, викария Австралийско-Новозеландской епархии. 27 мая 1964 года, будучи младшим епископом по хиротонии, избран Первоиерархом РПЦЗ. Годы, когда митрополит Филарет возглавлял Русскую православную церковь заграницей, стали периодом принятия важных решений, среди которых анафематствование Ленина и гонителей православия (1970), Канонизация царской семьи и новомучеников (1981), осуждение экуменизма (1983). При этом Русская Зарубежная Церковь заметно дистанцировалась от мирового православия, сблизилась со старостильными структурами, поставила архиерея для русских «катакомб».

Родился 22 марта 1903 года в Курске в семье коллежского асессора Николая Фёдоровича и Лидии Васильевны Вознесенских. Семья Вознесенских в 1905 году переехала в Харьков, где отец был рукоположён в сан священника, а в 1909 году — в Благовещенск, куда священник Николай был переведён на должность кафедрального протоиерея. В августе 1920 года, по окончании восьмиклассной гимназии, бежал с семьёй из уже контролируемого советской властью Благовещенска в Харбин, где его отец с 1 июня того же года служил вторым священником Харбинского Николаевского собора. Мать скончалась в 1921 году. В 1923 году определен настоятелем харбинской церкви в честь иконы Пресвятой Богородицы «Иверская»[1]. По воспоминаниям хорошо его знавшего архиепископа Нафанаила, а в то время мирянина Василия Львова, «от семьи отца Николая веяло просветлённым, чисто православным, глубоко церковным духом. <…> Какими многогранными интересами жили все в этой семье! На какие разнообразные и глубокие темы велись там разговоры за чайным столом в уютном настоятельском доме при Иверской церкви!»[2]