Филимоновская игрушка


Филимо́новская игрушка — русский народный художественный промысел, сформировавшийся в деревне Филимоново Одоевского района Тульской области. Филимоновская глиняная игрушка отличается вытянутыми пропорциями, условной передачей деталей, символическим орнаментом в виде желтых, красных и зеленых полос, елочек, концентрических кругов[1].

Искусство лепки и росписи глиняной игрушки в Одоевском районе берёт начало в верхнем палеолите. При раскопках Жемчужниковского и Снедковского курганов вблизи Одова, были обнаружены черепки гончарных изделий IX—XI веков, с рисунками и знаками, свойственными современным росписям филимоновской игрушки[2].

По народному преданию, деревня Филимоново, считающаяся родиной игрушки, названа в честь беглого каторжника и мастера гончарных дел Филимона, который обнаружил залежи хорошей глины и начал лепить из неё горшки и игрушки[3][4]. Точная дата зарождения промысла филимоновской игрушки неизвестна, однако исторические источники указывают на XVI век[1]. Как и в большинстве гончарных промыслов, мастера работали семейно — мужчины создавали глиняную посуду, кирпичи, печные трубы, сдавая продукцию перекупщикам или самостоятельно на базаре[5]. При этом посуду делали только мужчины и женщины, а девочки вместе с бабушками лепили и расписывали игрушки-свистульки. Игрушки изготавливали из остатков материала, которые не годились для крупных изделий. Все деньги, вырученные от продажи свистулек, откладывали в приданое девочкам.[2][5]

Ремесленное производство филимоновской игрушки в первоначальном своем виде прекратилось после Октябрьской революции, и до наших дней сохранилось очень мало исторических уникальных изделий[3]. В советские годы оставалось несколько мастериц не бросавших своего ремесла, среди которых Александра Гавриловна Карпова, Елена Кузьминична Евдокимова, Евдокия Ильинична Лукьянова, Анна Иосифовна Дербенева и Александра Федоровна Масленникова. В 1960-е годы эти мастерицы научили своему ремеслу нескольких искусствоведов и коллекционеров. Затем народным техникам обучили молодых художников, и к 1980-м годам искусство филимоновской игрушки окончательно возродилось[6]. Наряду с традиционными барынями, всадниками, животными, возникли сложные групповые композиции и бытовые сцены из деревенской жизни[4].

Ещё одним стимулом к популяризации филимоновской игрушки, стало открытие с начала 1990-х годов в Одоевской школе искусств специализированного курса, в рамках которого стали преподавать гончарное мастерство по основам лепки[7][5]. На сегодняшний день в Одоеве филимоновскую игрушку лепят несколько семей, продолжающих художественные традиции старинного промысла[8].